Михаил Делягин. Стабилы против России (События) | Михаил Делягин

Должен ли Банк России снизить ключевую ставку быстро и ощутимо?


Стабилы против России

События

Вчера в 15:00

Михаил Делягин

113

Стабилы против России

Текст выступления на пленарном заседании Госдумы 3 апреля 2025 года (от фракции «Справедливая Россия — За правду!»)

Уважаемый Вячеслав Викторович,

Дорогие друзья,

На прошлой неделе мы обсудили работу правительства Мишустина – и, естественно, выразили ему заслуженную поддержку.

Достижения России, в решающей степени обусловленные усилиями президента Путина и правительства, бесспорны.

Но бесспорны и имеющиеся недостатки – и они значительно шире объективно неизбежных при любом сложном деле ошибок.

В самом деле: перфекционизм неприемлем, так как парализует - и страхом малых ошибок не дает решать большие задачи. При анализе любого значимого проекта поражает количество локальных провалов, неудач и просто глупостей – и, если концентрировать внимание только на них, как делали некогда критики Советской власти, именно этой критикой дискредитировавшие ее, легко перестать замечать главное, - совершаемые большие дела.

В конце концов, если вы перестали ошибаться – скорее всего, вы умерли. Ну, или стали слишком большим для своего интеллектуального уровня начальником.

Надо учитывать и специфику нашего с вами положения. К нам обращаются люди, в отношении которых система управления не работает, - и нам, постоянно сталкивающимся с провалами вроде мусорной реформы, капитального ремонта, концессий в ЖКХ, программы «Очищение реки Волга», доставки в суд 72-летнего борца с коррупцией в трусах и без документов, что больше напоминает похищение, или почти тотальной цифровой глухоты государства, - легко сфокусироваться на них и перестать замечать главное: что в целом система все же работает.

И тем не менее количество ошибок, в том числе принципиальных, слишком велико и многообразно. Почти любой из нас с этой трибуны может говорить о них дай Бог если не круглые сутки. Знаете, как бывает: спрашиваешь у специалиста о достижениях, - он начинает рассказывать, и вам через четверть часа уже удавиться хочется от того, как все плохо, - а вы-то думали, что именно в этой сфере мы уверенно идем от победы к победе.

Одно водоснабжение Донецка чего стоит. Или гражданское авиастроение. Или запрет обкалывать антибиотиками открытые раны на фронте. Или ситуации, когда люди по 2,5 года проходят все круги бюрократического ада и бреда, и ни один чиновник во всем государстве не дает им ответ по существу, хотя для этого достаточно 15 минут покопаться в «яндексе». Или вечное «денег нет» при 8,2 трлн.руб. остатков бюджетных средств вне Фонда национального благосостояния. Или падение полугодовых квот на экспорт зерна с 24 до 10,6 млн. тонн - на фоне песен о рекордных урожаях.

Возникает ощущение, что не осталось ни одного направления государственной политики, в котором можно просто сказать: «Продолжайте делать, что и как вы делаете, в принципе все в порядке».

Это касается и сложившихся традиций, уже кажущихся незыблемыми. Вот, например, прислал мне вчера один бизнесмен письмо, адресованное «К неизвестному чиновнику».

Позвольте процитировать дословно: «В канун великого праздника - 80-летия Дня Победы - хотелось бы обратиться с очень важной просьбой.

Последние годы 9 мая во время Парада на Красной Площади происходит необъяснимое для многих граждан России стыдливое прятанье Мавзолея за какими-то нелепыми декорациями.

Непонятно, почему страна-победительница должна стесняться своей памяти? Что это, как не искажение прошлого и попытка переписать историю, с чем на словах мы так боремся по всему миру, а у себя поступаем наоборот.

Сегодня мы за драпировкой прячем Мавзолей, чтобы не обидеть одних и угодить другим, потом убираем кресты на изображениях Храмов, по таким же абсурдным причинам, а завтра у нас уже не останется ни одного символа, на который можно было бы опереться.

Сейчас, когда страна пытается объединиться перед внешними угрозами, как никогда должнО проявляться уважение к нашей истории, культуре и традициям. Большинство тех, кому было стыдно за страну - уже уехали, а те, кто остался - гордятся своей Родиной и помнят, как должен выглядеть Парад Победы.

Для них в этот День Мавзолей не просто историческое здание, а символ, о который, как о несокрушимую скалу, разбивались волны знамен поверженных фашистских дивизий.

Прошу, верните исторический облик Великому Дню Победы. Уберите эти ширмы, маскирующие историческую правду. Сделайте это хотя бы ради тех немногих оставшихся в живых ветеранов, кто видел сам тот первый парад, проходивший в настоящей стране-Победительнице.

Пожалуйста, верните народу память»…

….Наши проблемы настолько всесторонни и всеобъемлющи, что производят впечатление уже системных.

А у системных проблем должна быть и системная же и причина, устранение которой сразу открывает дорогу к преодолению всех этих, самых разнородных и разнообразных, трудностей.

На мой взгляд, эта причина - фундаментально ошибочная ориентация на стабилизацию, а не на развитие.

Реформы, если считать с Горбачева, длятся в этом году уже 40 лет – столько Моисей евреев по пустыне водил в поисках единственного, как шутят израильтяне, места на всем Ближнем Востоке, где нет нефти. И, боюсь, мы скоро аналогичное место отыщем и для России.

За это время мы уже много раз достигали стабилизации. Примерно нынешний уровень инфляции был достигнут в 1997 году, 28 лет назад. Тогда – 11%, в 24 году – чуть больше девяти с половиной. В том же 1997 году от экономического спада перешли к росту – и он тогда составил уровень, к которому сегодня стремится Банк России, хотя и с другой стороны, - 1,4%.

И с того времени мы ходим по кругу.

Потому что сама задача стабилизации - ложная по самой своей природе. Цели стабилизации и развития прямо и непримиримо противоречат друг другу. Задача удержания, стабилизации фронта - и задача прорыва вражеской обороны принципиально различны и требуют разных организаций войск, разного их оснащения, разного уровня и направленности руководства ими.

В конце концов, развитие по своей природе явление неравновесное. Если вам нужны сбалансированность, стабильность любой ценой – вы уже на уровне постановки задачи намертво блокируете развитие как таковое. Пытались в 1995 году создать такую партию – «стабилы России», если кто помнит.

Я уж не говорю, что в рамках навязанных Западом и прошитых в сознание либеральной тусовки колониальных принципов - стабилизация обеспечивается мерами, исключающими развитие: сверхжесткой финансовой политикой в интересах финансовых спекулянтов, которая обескровливает экономику и подрывает ее жизнеспособность.

И мы с вами – не кто-то там в правительстве, в Банке России, среди западных спецслужб или рептилоидов, - а мы с вами, дорогие друзья, вне зависимости от нашего с вами личного отношения к этому скоро уже 40 лет подряд - раз за разом - стабилизируем ситуацию за счет все большего истощения народа и производительного предпринимательства, доводя их до такого состояния, что потом даже простое выживание экономики требует разрушительной девальвации, а потом новой стабилизации, и так по кругу – с постоянной все большей потерей людей, интеллекта, производств и просто капитала.

Излечиться можно только путем решения практических задач: словами рак не остановишь, - по крайней мере, в нашем нынешнем состоянии.

Чтобы выжить и тем более победить, нам надо перейти от стабилизации к развитию, к всеобъемлющей комплексной модернизации, методы которой так внятно демонстрируют не только наши друзья в Китае и Индии, но уже и наши противники в США.

Ключи к будущему предельно очевидны, хотя на время и потеряны нами.

Главная задача, которая стоит перед Россией с 1995 года, с момента создания финансовой инфраструктуры рыночной экономики – это ограничение финансовых спекуляций.

Россия не может даже существовать, не говоря о развитии, при ключевой ставке, в два с лишним раза превышающей инфляцию. Это теоретически невозможно – и переговоры с нами части Запада вызваны именно пониманием этого и ожиданием, когда же мы рухнем сами, без их враждебного воздействия, просто под грузом собственной неадекватности.

Кредит должен быть доступен! Да, если мы сегодня сделаем его доступным, то есть опустим ключевую ставку хотя бы до 3% годовых, - в семь раз, между прочим, - завтра все деньги будут на валютном рынке, и мы рухнем не только в девальвацию, но и в катастрофу, как в начале 90-х: в этом Эльвира Сахипзадовна вполне права.

В этой ситуации мы должны делать то, что сделали все крупные страны, ставшие или оставшиеся развитыми: мы должны ограничить финансовые спекуляции. Можно прямыми запретами, как в Западной Европе до конца 80-х, а в Китае и сейчас, можно институциональным выделением из экономики финансовых спекулянтов, как в США до 1999 года, но мне больше по душе японский метод – регулирование структуры активов финансовых институтов.

Хотите вложить миллиард в финансовые спекуляции? – Вам никто не запрещает. Но сначала вложите впятеро большую сумму в развитие реального сектора: в капвложения, в кредиты производителям и физлицам, в госбумаги.

Аргумент Банка России - вдумайтесь: это недопустимо потому что он не может отличить краткосрочные вложения от долгосрочных, а также потому, что свобода иностранных инвесторов выводить деньги из России важнее ее развития.

Следующий необходимый этап – ограничение роста цен. Ну все же понимают уже лет двадцать, что у нас, в условиях демонетизации экономики, адского денежного голода, - инфляция не имеет отношения к ключевой ставке и другим инструментам Банка России. Ее причина – произвол монополий, и наша обязанность – ограничить его. И делать это не позволяют люди, которые из всех свобод предпринимательства признают только одну: свободу монополиста грабить потребителя произвольным завышением цен.

Методы перехода от деградации, маскирующейся стабильностью, к развитию не просты, но хорошо известны.

Их категорически не хотят применять те, кто за верными словами о невозможности решать сложные проблемы простыми методами прячет свои усталость, лень, бездушие, - а то и кровную заинтересованность в обострении этих проблем как инструмента укрепления своей власти или просто обогащения.

И эти люди, прячась за сложными проблемами, категорически не хотят делать даже самых простых, самых очевидных вещей: достойно платить полицейским и надзирателям, чтоб можно было бороться с преступностью, а не поощрять ее. Достойно платить судебным работникам и приставам, чтобы вернуть стране доступ к правосудию. Достойно платить врачам и учителям, чтобы не калечить людей целыми поколениями. При 8,2 трлн.руб. неиспользуемых остатков на счетах бюджета, в которых нам тут признался Министр финансов, это вправду не сложно.

Но тем, кто сегодня занимается стабильностью для подавления развития это, похоже, действительно не по разуму. Если, конечно, они на самом деле не решили – твердо и окончательно - уничтожить Россию.

Надеюсь, мы с вами им это сделать не позволим. Спасибо.


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью