Михаил Делягин. Индия между Глобальным Югом и Группой 2.0 (Материалы МГД) | Михаил Делягин

Должен ли "Газпром" проверять все газовое оборудование в жилищах за свой счет?


Индия между Глобальным Югом и Группой 2.0

Материалы МГД

06.01.2024 12:00

Михаил Делягин

930

Индия между Глобальным Югом и Группой 2.0

Автор: Татьяна Шаумян

В результате событий последних месяцев 2022 - начала 2023 гг., жестких действий, предпринятых Россией в отношении Украины, и далеко не однозначной реакции на них мировой общественности, существенно осложнилась международная обстановка. А Россия оказалась под действием международных санкций в политической, дипломатической и экономической областях, что практически заблокировало ее возможности выступать на мировой арене в качестве «полноправного» партнера. Это обстоятельство поставило дружественные Москве страны перед необходимостью вырабатывать собственную позицию в оценке сложившейся ситуации и искать пути и методы обеспечения своих интересов.

* * *

Изначальная позиция Индии – привилегированного стратегического партнера России – сводилась к открытому обращению премьер-министра Нарендра Моди к президенту В. В. Путину со словами, что «сейчас не эра для войн». При голосовании в Совете Безопасности ООН резолюции с осуждением «захвата» Россией украинской территории и предложения об исключении России из Совета по правам человека Индия, наряду с более чем 50 странами, воздержалась. В беседе с президентом Украины Зеленским Н. Моди высказал точку зрения, что конфликт «не имеет военного решения». Руководство в Дели разъясняло, что именно такая позиция отвечает национальным интересам Индии.

Общая ситуация в регионе Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии осенью 2022 г. характеризовалась повышенной политической и дипломатической активностью. 15-16 сентября в Самарканде проходил саммит государств ШОС. В нем приняли участие лидеры 15 государств - членов объединения из Центральной Азии, Китая, России, Индии и Пакистана, наблюдателей из Белоруссии, Монголии и Ирана, и приглашенные лидеры ряда заинтересованных стран. 7 ноября в Москве состоялись переговоры министров иностранных дел России и Индии. В сообщении МИД РФ по итогам этой встречи отмечалось, что стороны «выступают за активное формирование более справедливого и равноправного полицентричного мироустройства, а также исходят из недопустимости продвижения империалистического диктата на глобальной арене».

15-16 ноября на острове Бали собрались лидеры государств, входящих в группу G-20. 1 декабря 2022 г. Индия официально приняла на себя полномочия председателя в Группе 20; на 2023 год в Индии было также назначено проведение очередного саммита ШОС с приглашением лидеров Китая и Пакистана Си Цзиньпина и Шехбаз Шарифа [14].

Председательство Индии в столь влиятельных международных объединениях пришлось на сложное время, когда мировое сообщество находится в процессе «геополитического сдвига», связанного с конфликтом в российско-украинских отношениях и озабоченностью в связи с возможностью спада в мировой экономике. Свой «исторический выбор» должна сделать и Индия [8].

В формирующемся мировом порядке она претендует на роль одного из мировых лидеров. Об этом, в частности, пишет в статье о «ключевой» роли Индии в укреплении тенденции к «многосторонности XXI века» руководитель секретариата Think20 в период президентства Индии в G20, известный индийский политолог Самир Саран в «Хиндустан Таймс» [12]. Автор полагает, что после 2020 г. основными факторами на пути к новому мировому порядку можно считать поражение западных держав в Афганистане со всеми его последствиями, конфликт на Украине и реакцию на него стран G20 и Индии.

Дели последовательно придерживается принципа уважения суверенитета и борьбы с преступлениями против человечности; успешно осуществляет деятельность в сфере развития и совершенствования современных цифровых технологий; активно участвует в международных экологических проектах. Укрепление влияния Индии как демократической страны, ее стремление привлечь внимание различных государств к ее действиям на мировой арене - все это укрепляет ее сложившийся моральный авторитет. С. Саран считает, что президентство в G20, в состав которой входят как развитые, так и развивающиеся страны, дает Индии возможность добиваться принципа консенсуса по основным глобальным проблемам, устанавливать свои правила и использовать полученные результаты в своих интересах. Автор напоминает выдвинутый премьер-министром принцип «Одна земля, одна семья, одно будущее», который даст возможность «увести» мир от поляризации к солидарности [12].

Выступая на Бали, премьер-министр Индии призвал сообща бороться с такими вызовами современности, как терроризм, пандемия, изменение климата, нехватка товаров первой необходимости, призвал к урегулированию ситуации на Украине путем мирных переговоров. Он добавил, что председательство его страны в G20 будет «инклюзивным, амбициозным, решительным и ориентированным на действия» [7]. Индия не только распространила более 16 млн доз вакцины от COVID-19 в почти 96 странах мира, но вместе с Южной Африкой добилась временной приостановки действия документа о Правах интеллектуальной собственности на производство вакцины в рамках Всемирной организации здравоохранения с тем, чтобы вакцина могла производиться с меньшими затратами и поставляться в бедные и наименее развитые страны.

Индия использует платформу G20 для принятия мер защиты окружающей среды и снижения негативного воздействия изменения климата. Что касается влияния боевых действий между Россией и Украиной на цены на нефть и продовольствие, а также и на развитие геополитической ситуации, то Индия будет стремиться использовать возможности G20 для ослабления напряженности, рассчитывая на свои исторические связи с Россией и стратегическое партнерство с Европейским союзом и США [11].

Официальный представитель МИДа Индии на брифинге 1 декабря 2022 г. заявил о «важности» объединения, работающего на основе консенсуса, и выразил надежду, что Россия будет участвовать в мероприятиях по линии G20. Индия сыграла важную роль в процессе согласования на Бали формулировок в итоговом документе по теме Украины. Как отмечалось в документе, большинство стран группы «резко осуждают войну на Украине», но есть и «другие мнения по поводу этой ситуации» [9].

В своем выступлении Нарендра Моди напомнил, что Индия вносит ощутимый вклад в традиции коллективного принятия решений и утверждения принципов демократии и сохраняет свои позиции страны с самыми быстрыми темпами роста экономики и развития современных технологий. Президентство в G20 даст возможность Индии делиться своим опытом и знаниями с другими, прежде всего, развивающимися странами. Нарендра Моди призвал объединиться и превратить президентство Индии в Группе 20 в президентство «исцеления, гармонии и надежды».

Заместитель советника по национальной безопасности США Джон Файнер заявил, что Индия занимает «очень высокое» место в списке партнеров Америки, которые «действительно могут помочь продвигать глобальную повестку дня». Н. Моди оценивается как харизматичный индуистский националист, который утверждает, что хочет быть «мировым гуру». В 2016 г. Н. Моди стал первым премьер-министром Индии с 1979 г., который не посетил ежегодный саммит Движения неприсоединения, что, по мнению обозревателей, связано с активным сближением Индии с США.

В то же время Индия подтверждает принципы своей внешней политики, в которой уравновешивается ее участие в блоках с российским членством, таких, как ШОС и БРИКС, и присоединение к США, Японии и Австралии в формировании QUAD. Фактически внешняя политика Н. Моди развивается в направлении как США, Китая и ЕС, так и России. Не случайно пакистанский лидер Имран Хан поздравил Моди с покупкой «уцененной» российской нефти и открытым сотрудничеством с руководимой США QUAD.

По мнению французской газеты «Фигаро», Индия во главе G20 намерена «перестроить» установившийся после Второй мировой войны миропорядок с помощью. «философии индуизма» [10]. Ее курс развивается под лозунгом «Индия прежде всего» с целью превратить страну в «доминирующую державу» к столетию ее независимости в 2047 году [3]. Складывается впечатление, что точка зрения Индии базируется на представлении о том, что «многосторонние институты, такие как ООН», потерпели неудачу в решении мировых проблем.

С целью уменьшить западное влияние министр иностранных дел С. Джайшанкар предлагает опираться на «мягкую силу» и завоевывать мировое общественное мнение, проецируя традиции индуизма на мировую арену. Лидерство в G20 может быть использовано для распространения индуистской философии и культуры, а принципиальная концепция индуизма может служить «средством разрешения мировых конфликтов и дилемм нашего времени».

Премьер-министр планирует проведения по всей стране более двухсот конференций, чтобы делегаты G20 «имели полное представление о невероятном разнообразии Индии, ее инклюзивных традициях, ее культурном богатстве» [3]. Выступая в ООН, министр иностранных дел страны С. Джайшанкар заявил, что восстановление Индии как одной из ведущих мировых держав могло бы ей помочь «освободиться от колониального менталитета». Речь идет, в том числе, о получении постоянного места в Совете Безопасности ООН, расширении ее прав в МВФ, искоренении неравенства между Севером и Югом.

С. Джайшанкар считает, что Индия должна развивать отношения с Китаем с целью создания более сбалансированного мира. Россия – союзник Индии, которого нужно защищать: две страны связаны стратегическим партнерством, основанным на поставках вооружений и углеводородов. Министр опасается, что из ситуации с Украиной Москва выйдет «ослабленной», и поэтому выступает за начало переговоров.

Заинтересованность России в укреплении дружественных отношений между Индией и Китаем подтвердил также и ее министр иностранных дел С. Лавров 3 марта 2023 г. в Дели в ходе выступления в дискуссионном клубе Raisina Dialogue. Он отметил, что Россия никогда не стремилась к тому, чтобы «дружить с кем-нибудь против кого-нибудь», и поддерживает традиционно дружеские отношения как с Индией, так и с Китаем [10].

Обращает на себя внимание сделанное 26 ноября 2022 г. заявление министра иностранных дел Индии С. Джайшанкара. Он заметил, что Индия исторически имела разногласия со странами Запада. Дели приходилось мириться, главным образом, с их политикой в отношении Пакистана. Эти разногласия могли расширяться или уменьшаться, но никогда полностью не исчезали. Поэтому странам Запада придется смириться с позицией Индии в отношении событий на Украине.

С. Джайшанкар добавил, что если Индия «живет» с политикой Запада в отношении Пакистана, то страны Запада должны принять позицию Индии в отношении событий на Украине. К сожалению, западные страны «часто проводят политику и совершают действия, которые противоречат нашим (индийским) интересам». Как отмечал премьер-министр Индии, его страна поддерживает тесные отношения и с Россией, и с Украиной, поэтому в отношении их конфликта придерживается нейтральной позиции и призывает к миру и диалогу [2].

* * *

В феврале 2023 г. на Генеральной Ассамблее ООН было запланировано голосование по резолюции стран Запада с призывом к России вывести войска с территорий, которые Запад считает украинскими. К моменту голосования прошел уже почти год с начала действий России в отношении Украины. Было очевидно, что результаты голосования будут зависеть в том числе и от позиций стран «Глобального Юга», к которым относится и Индия.

Западные страны (прежде всего, Франция) пытались оказать давление на правительство Моди с целью убедить его проголосовать в поддержку западной резолюции. Как на Генеральной Ассамблее, так и в Совете Безопасности ООН Индия отказывалась голосовать в поддержку любой резолюции с критикой военных действий. Естественно, что все внимание на начавшейся 22 февраля 2023 г. Чрезвычайной сессии было приковано к тому, как каждая из 193 стран, участвующих в заседании Генеральной Ассамблеи ООН, отнесется к резолюции, призывающей к началу переговоров между Россией и Украиной за достижение «прочного мира».

При голосовании в октябре 2022 г. 143 государства – члена ООН - поддержали резолюцию, осуждавшую «захват» Россией украинских территорий. Пять стран, включая Россию, проголосовали против, Индия совместно с 35 странами воздержались при голосовании. Отвечая на вопрос корреспондента газеты «Хинду», неназванный представитель заинтересованного ведомства предположил, что Индия вряд ли поддержит ту или иную сторону, придерживаясь «сбалансированной» позиции. Скорее всего, она вновь воздержится при голосовании [13].

Создается впечатление, что Франция и ЕС в целом все еще надеются, что Индия использует «свои связи» с правительством России, чтобы убедить Президента РФ В. В. Путина завершить конфликт с Украиной. Не случайно в течение первой декады февраля 2023 г. советник по национальной безопасности Индии Аджит Довал посетил с краткими визитами Вашингтон, Лондон и Москву, где состоялись его встречи с высшими руководителями, включая В. В. Путина.

Отчет о поездке в Россию содержал лишь краткую информацию о том, что между А. Довалом и В.В. Путиным состоялась «широкая дискуссия по проблемам двусторонних и региональных отношений» [6]. Стороны договорилось о «продолжении реализации» индийско-российского стратегического партнерства. 8 февраля 2023 г. А. Довал принял участие в пятой многосторонней встрече представителей по безопасности, посвященной афганской проблематике. Индийский представитель подчеркнул, что результаты этой встречи имеют значение не только для Афганистана, но и для безопасности и стабильности всего региона [6].

В начале февраля 2023 г. в Дели состоялась конференция «Следующие шаги в индийско-российском стратегическом партнерстве: старые друзья, новые горизонты», в ходе которой посол России в Индии Д. Алипов подчеркнул, что Россия открыта для любых серьезных переговоров о прекращении конфликта на Украине дипломатическим путем, в том числе если Индия захочет принять в этом участие.

В рамках диалога Индийского и Российского советов по международным делам Д. Алипов заявил о поддержке Россией стремления Индии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН и отметил важность председательства страны в таких влиятельных объединениях, как G20 и ШОС. Он отметил также, что евразийская стабильность «во многом выиграет от более тесного взаимодействия между тремя крупнейшими державами Азии – Россией, Индией и Китаем».

Создается впечатление, что санкционная война, объявленная России странами Запада после 24 февраля 2022 г., способствовала переориентации политики России с Запада на Восток. Российские энергоресурсы были перенаправлены в сторону Китая и Индии, что привело к укреплению ее связей с азиатскими цивилизационными центрами, обладающими огромными человеческим и промышленным потенциалом. Между тремя странами сохраняется общность подходов к важнейшим проблемам традиционного и современного развития, они заинтересованы в формировании вместе с Россией многополярного мира на базе консенсуса.

Все три являются естественными союзниками, несмотря на противоречия, например, напряженные индийско-китайские отношения, связанные с нерешенностью территориальных проблем. Тем не менее, общность подходов к политике Запада привели к налаживанию сотрудничества Москвы, Пекина и Нью-Дели, в том числе в рамках ШОС и БРИКС.

Что касается России, то ее позиции в Индии выглядят относительно прочными в военно-техническом сотрудничестве. Но здесь конкуренция со стороны Запада (в том числе США и Израиля) постоянно нарастает, и Индия диверсифицирует военное и экономическое сотрудничество.


Для успеха в конкуренции за Индию России потребуются усилия не только в сфере ВТС, но и в научно-техническом, торгово-экономическом сотрудничестве, особенно в тех областях, где у нас есть преимущество, в первую очередь в энергетике.

Взаимодействие России и Индии, которое имеет длительную историю, эволюционировало от установления дипломатических отношений в апреле 1947 г., т.е. за несколько месяцев до официального провозглашения независимости Индии в августе 1947 г., до формирования привилегированного стратегического партнерства в начале третьего тысячелетия. Эти отношения переживали спады и подъемы и зависели от политического, экономического и социального развития обеих стран, международной обстановки на региональном и глобальном уровне.

Что касается движения Индии и Китая навстречу друг другу, то вряд ли здесь можно ожидать прорыва в ближайшем будущем. Это станет эволюционным, длительным процессом, в котором обе страны будут учитывать позиции крупных держав, в первую очередь США и России.

Нельзя забывать также и о ядерном противостоянии в рамках Пакистан-Индия-Китай. Успешное развитие ядерного потенциала трех этих стран лишь усиливает угрозу конфликта между ними, включая ядерный. Находящиеся в состоянии перманентной конфронтации две южноазиатские ядерные державы время от времени обмениваются авиационными ударами по территории друг друга, и поэтому нет гарантии, что в один момент эти удары не будут носить ядерные заряды.

Укрепление ядерного потенциала Китая происходит в условиях нарастающего обострения американо-китайских отношений, что провоцирует активность ядерных разработок КНР. Правда, Индия и Китай постоянно декларируют доктрину неприменения ядерного оружия первыми; пограничные конфликты между ними локализованы; наблюдается паритет сил сторон в высокогорных районах; для снижения вероятности пограничных конфликтов проводятся переговоры между пограничными военными командованиями двух стран. Несмотря на отсутствие открытой военной угрозы, стороны модернизируют свой ядерный арсенал, а Индия придерживается доктрины минимального сдерживания, заключающейся в необходимости гарантировать возможность ответного ядерного удара.

Более сложная ситуация складывается в связи с Пакистаном. До сих пор сохраняется взрывоопасная ситуация вокруг Кашмира, Пакистан по-прежнему воспринимает Индию как угрозу для своего существования. Поэтому ядерная доктрина Пакистана базируется на принципе применения ядерного оружия первым в случае, если общая ситуация будет развиваться не в его пользу. Ядерное оружие не сыграло роль «ядерного сдерживания» в Южной Азии: угроза его применения не предотвращала возникающие время от времени вооруженные столкновения в регионе, в том числе достаточно острый Каргильский конфликт.

Как считают эксперты, в Южной Азии можно наблюдать классическое проявление дилеммы безопасности, когда повышение уровня безопасности одной стороны вызывает ощущение угрозы у другой. При этом речь может идти об ощущении угрозы с третьей, четвертой и т.д. сторон. Об этом могут свидетельствовать сложные, подчас запутанные отношения в регионе Южной Азии – как между странами самого региона – Индии, Пакистана, Афганистана, так и с внешними силами, включая Китай и США.

* * *

С 2000 г. и особенно в период президентства Дж. Буша-младшего США активно наращивали усилия по долговременному политическому, торгово-экономическому, военно-техническому сотрудничеству с Индией и вовлечению ее в орбиту своего влияния. Политика США в отношении Индии была направлена на то, чтобы противопоставить ее Китаю, использовать Индию как силу для его сдерживания. И, тем не менее, США вряд ли удастся впрямую столкнуть Индию с Китаем. После многих десятилетий фактического игнорирования Индии им еще предстоит доказать свою способность влиять на ее развитие, в том числе, в области энергетики.

Еще в апреле 2022 г. известный индийский дипломат, бывший заместитель руководителя внешнеполитического ведомства страны Канвал Сибал отмечал, что США «не вправе» определять внешнюю политику Индии, в том числе в отношении России, имеющей с ней многолетние отношения, тем более, что «Америка не просит у нас советов и указаний, когда принимает свои внешнеполитические решения…» «Мы не рассматриваем наши отношения с Россией как «игру с нулевой суммой», и не Америке указывать нам …как отстаивать наши национальные интересы», - добавил К.Сибал [1].

CША вряд ли ожидали, что страна, которую они рассматривали как своего надежного партнера, пошла «против течения» и отказалась следовать во всем советам из Вашингтона [1]. Как Индия, так и КНР не поддержали антироссийские санкции, а Индия даже наращивает торговлю с Россией энергоресурсами. Это обстоятельство, а также и то, что Москва в целом активизирует свою политику на индийском направлении, будут способствовать укреплению независимых позиций Индии на мировой арене.

31 марта 2023 г. была опубликована утвержденная Президентом РФ В. В. Путиным Концепция внешней политики Российской Федерации, пятьдесят третий параграф которой посвящен отношениям России и Индии. В нем говорится, что Россия «будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и объединений» [4].

В своих стратегических установках индийское руководство все больше выходит за рамки региона Южной Азии, выводит свое политическое мышление и реальную политику на глобальный уровень по мере повышения могущества страны (экономического, информационного, военного и т.п.). Все большее значение придается исключительным людским ресурсам Индии: представители индийской политической и бизнес-элиты считают, что держава с населением более миллиарда человек должна действовать крупномасштабно. Огромный рост населения, раньше считавшийся бременем, сегодня расценивается как серьезное преимущество и ресурс.

Природа индийского общества с его культурой и традициями, уходящими вглубь веков, — основа индийской идентичности, которая сохранилась, несмотря на двухсотлетнее колониальное господство, и будет проявлять себя в общественной и политической жизни страны и в международных отношениях в среднесрочном и долгосрочном контексте. В процессе глобализации индийцы воспринимают лучшее, что дает мировой опыт, в первую очередь в информатике и в области высоких технологий. Но они далеки от того, чтобы автоматически заимствовать привнесенные извне культурные ценности, противоречащие их духовности и ментальности.

Глобализация в области политики, культуры и общественных норм поведения оказывает немалое воздействие на Индию, особенно на городскую молодежь из зажиточных и средних слоев. Но Индия сохраняет и будет сохранять многие из своих культурно-цивилизационных особенностей, отличающих ее от других стран мира. Страна успешно развивается по пути демократии с учетом ее исторического и культурного наследия, этнического и религиозного многообразия. Децентрализация политической власти как часть демократического процесса происходит на фоне утверждения демократических принципов развития. В этом состоит одна из уникальных особенностей Индии. Лозунг «Единство в многообразии» превращается в реальность и в то же время остается одной из главных долгосрочных задач страны на будущее.

Индия сегодня – самодостаточная великая региональная держава, которая семимильными шагами движется в сторону признания ее великой глобальной державой, которая сохраняет свою независимость и способность принимать самостоятельные решения. Она готова ради обеспечения своих национальных интересов диверсифицировать свои связи в самых различных областях – начиная с развития торгово-экономического и военно-технического сотрудничества и кончая договоренностями о поставках ядерных материалов.

Индия последовательно демонстрирует готовность и способность проводить собственную политику и вряд ли будет действовать под чьим-нибудь влиянием вопреки своим интересам. Отмеченные тенденции сохранят свое значение в среднесрочном и долгосрочном контексте и будут и впредь определять дальнейшее развитие российско-индийских отношений.

Литература

1. Бывший замглавы МИД Индии: США не вправе определять политику Нью-Дели в отношении Москвы. Ред статья. https://russian.rt.com/world/news/991681-indiya-rossiya-ssha (Дата обращения: 19.04.2022)

2. В Индии заявили, что Западу придется смириться с позицией Нью-Дели по Украине//ТАСС, 26 ноября 2022 г. Военная операция на Украине. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16434755 (Дата обращения: 28.11.2022)

3. Во главе «Большой двадцатки» Индия намерена перестроить миропорядок с помощью философии индуизма// Le Figaro: https://russian.rt.com/inotv/2022-11-29/Le Figaro-vo-glave-Bolshoj (Дата обращения: 30.11.2022)

4. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229. Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия.

5. Половинкин Иван. Подход Индии к Украине подрывает позиции США. Байден назвал позицию Индии «несколько шаткой» // Газета. Ru/ 22 марта 2022 г. https://politros.com/23078708 (Дата обращения: 23.03.2022)

6. Президент РФ и советник премьера Индии обсудили сотрудничество двух стран//Нью-Дели, ТАСС, 9 февраля 2023 г./ https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17008515 (Дата обращения: 10.02.2023)

7. Премьер Индии призвал сообща бороться с вызовами современности//https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16470507 (Дата обращения: 02.12.2022)

8. Delhi’s Turn. The G20 Presidency presents a unique opportunity for India’s foreign policy to put its stamp on the global agenda// ”Indian Express”, Editorial. 02.12.2022

9. India’s G20 Presidency Will be Inclusive, Action-Oriented: PM Modi/ https://www. Ndtv: com/india-news/indias-g20; (Дата обращения: 02.12.2022)

As India take G20 presidency, five takeaways from the Summit in Bali// https://indianexpress.com/articles/ (Дата обращения: 02.12.2022)

10.Mehrotra B.Krishna and John Hudson. Russia’s Lavrov elicits cheers and groans at Indian political dialogue//The Washington Post, March 3, 2023

11.No Time for War. Joe Biden visits Kiev, but Peace may need greater involvement of PM Modi and Intervention of G20 //“Pioneer”, New Delhi, 22.02.2023

12.Saran Samir. Why India is key to 21st century multilateralism//Hindustan Times, New Delhi, 22.02.2023

13.Suhasini Haidar. Ahead of UNGA resolution on Russian war, France lobbies New Delhi for vote//Hindu, Chennai, 22.02.2023

14.Swarup Vikas. India’s G 20-20 Vision//”Economic Times”, India, 02.12.2022


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью