Тихое рейдерство в масштабе целого народа — такую метафору подобрали недавно в эфире, который записывали для «Свободной прессы». Таким образом обозначили ситуацию, когда из-за роста налогов, роста НДС, роста тарифов ЖКХ складывается ситуация, когда богатые станут ещё богаче, а бедные — ещё беднее.
Всё это даже начинает напоминать возвращение 90-х годов.
Сравнение вполне уместно: 90-е годы все, кроме тех, кого допустили к разграблению страны, пережили с огромными трудностями. Для всех, кто через это прошёл, «90-е» стало безусловным синонимом «ужасного времени». Этим пользовалась официальная пропаганда в нулевые и почти все 10-е годы XXI века. Один из основных тезисов для доказательства успехов так и звучал: «сравните с 90-ми!»
Инверсия
Сегодня должен констатировать: этот тезис потерял свою убойную силу. А если судить по опросам, которые я проводил, начал играть в обратную сторону.
Многие люди, которые лично помнят 90-е, считают, что в те кровавые годы было намного легче, проще и лучше, чем сейчас. Потому что одно дело, когда всем вокруг заправляют бандиты, и совсем другое, когда их заменили безумцы.
Давайте вспомним, что происходило, когда какой-нибудь район контролировали бандиты. Если ситуация ухудшилась, то можно было пойти к «крыше», чтобы договориться о временном снижении платежа. Крыша могла отказать, да. Но те, кто на фоне очевидного ухудшения конъюнктуры задирал размер побора, очень быстро «вылетал из движения» под воздействием энергичных и более понятливых конкурентов.
Что происходит сегодня? Конъюнктура очевидным образом ухудшается, а денежные власти не находят ничего лучше, чем повысить налоги. И это при том, что в карманах Минфина есть деньги, чтобы закрыть проблемы, не поднимая налоги.
Моральная проблема
При этом даже в моральном смысле при бандитах всё значительно проще: бизнесмен, которому бандиты создали невыносимые условия для жизни, мог хотя бы сказать себе: «Ну а чего ещё ожидать от них, это же бандиты!».
Сегодняшний бизнесмен, которому с высоты госвласти так же перекрывают кислород, такого сказать не может. Как ни крути, а в нашем менталитете государство — это сила, которая, в целом, на нашей стороне. Она вести себя как бандит не может.
Но думать-то люди не перестают даже в самые сложные времена. Поэтому мыслишки в духе «Эх, а при бандитах-то было легче, чем при государственных безумцах» будут закрадываться в головы. Так что, когда я говорю, что некоторые действия наших экономических властей напоминают целенаправленную работу по дискредитации госвласти — это не алармизм. И даже не преувеличение. Это просто результат наблюдения за реальностью.









1
Страхи Набиуллиной – надежда народа. Враги знают, что без планирования России не выжить. Повестка дня – 51
