Ситуация в экономике становится всё лучше и лучше. Вот уже и рубль укрепляется рекордными темпами. Идём третьим номером за такими гигантами, как Ботсвана и Колумбия (причем, если в Колумбии случится какой-нибудь переворот, то вырвемся вперёд).
Правда, при крепком рубле импортным товарам значительно проще заходить на наш рынок, придушив и без того сидящее на голодном денежном пайке отечественное производство. Но тем, кто этот импорт к нам ввозит, безусловно, от происходящего тепло и улыбчиво. Если они, конечно, не попадают под утильсбор, технологический сбор... Подозреваю, тут скоро будет «и так далее».
Впрочем, что это я. В данной ситуации нет ничего нового: наши налоговая и таможенная системы именно так и настроены, чтобы максимально подавлять собственное производство. Чтобы оно не поедало сырьё, которое и надо вывозить в страны-хозяева.
Для такой ситуации переукреплённый рубль — это, безусловно, плохо. Так почему же ситуация сложилась именно такой? Тут есть два фактора.
Психология
Первое: курс рубля у нас уже некоторое время определяется чем угодно, только не тем, чем должен — рыночным балансом. С тех пор как несколько лет назад проклятый Запад ввёл санкции против ММВБ (т. е. места, где и происходило определение рыночной стоимости нашей валюты), ничего нового на замену создано не было.
Вместо этого у нас решили, что обойдёмся. Вот у нас есть крупные банки, в каждом из них будет свой курс, а собрав эти курсы вместе, будем их усреднять. Логика есть: для банков, где клиентами экспортёры, интереснее, чтобы рубль был крепким. Есть те, кто обслуживает импортёров. У них рубль должен быть послабее.
Вот только беда: банки тоже умеют смотреть друг на друга. Поэтому если ловят устремления регулятора к тому, чтобы рубль был покрепче (для борьбы с инфляцией же!), то банк идёт навстречу.
В результате курс нацвалюты определяет психология: одни хотели бы, чтобы курс был покрепче, а другие хотят первым угодить. А мы все получаем вот такую лидирующую позицию, где соревнуемся с Колумбией и Ботсваной.
Нормальная экономика
Но есть и нормальный экономический фактор. Действительно, доллары нам сегодня особо не нужны: ни для внешней торговли, ни для оплаты наших мизерных долгов валюты стран-врагов нам не требуются.
Отток капитала перестал быть такой катастрофой, как в прежние годы. Строго говоря, валюта нужна только населению, которое с тревогой смотрит на разрушающуюся экономику и напряжённо думает о завтрашнем дне.
Кстати, с точки зрения рекламы происходящее укрепление рубля — это очень хорошо смотрится. Даёт пусть и обманчивое, но греющее ощущение собственного благополучия (пока в магазин не зайдёшь).
Надолго ли?
Увы, это всё временное. Через некоторое время всё это закончится, рубль ослабнет. Правда, не сильно (ну не нужен нам сейчас доллар!), но на 10% от нынешнего курса он припадёт. Да и происходить это будет не в формате обрушения. И точно это будет не завтра.









1
Страхи Набиуллиной – надежда народа. Враги знают, что без планирования России не выжить. Повестка дня – 51
