Чтобы критиковать глобализм и монополизм, нужно чётко понимать, какие у этих явлений есть положительные стороны. Проиллюстрирую на простом примере.
Во время коронавируса все мы столкнулись с таким явлением, как устойчивые к антибиотикам бактерии. Которые в особо тяжёлых случаях известны как «внутрибольничная инфекция». Это действительно страшная штука. В США проблема нарастала ещё до прихода ковида. Но проблема эта вполне знакомая, и прежде человечество раз за разом отвечало на появление таких бактерий новым поколением антибиотиков.
Сейчас ответа нет. Потому что глобальные монополии уже не в состоянии проинвестировать соответствующие деньги в разработку. Даже при учёте того, что это жизненно важная сфера, а мир в этой части ещё не распался.
Соответственно, когда распад глобального мира станет всеобщим, некоторые регионы окажутся лишены доступа к соответствующим технологиям. Означает ли это катастрофу? Нет. Как из ситуации надо будет выходить — обсудили в беседе с коллегой по СРЗП Анатолием Вассерманом.