Крупные предприятия могут какое-то время продержаться на плаву даже в условиях, когда другие уже разорились бы. Поэтому «АвтоВАЗ» может какое-то время сохранять работоспособность, но если Набиуллина не прекратит свою политику, предприятие придётся закрыть. Такое мнение в беседе с корреспондентом НСН 13 ноября высказал депутат Госдумы, зампред комитета ГД по экономической политике, доктор экономических наук Михаил Делягин.
Днём ранее печальную ситуацию, сложившуюся на «АвтоВАЗ»-е, описал глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Он объяснил, что из цехов автоконцерна сегодня выходит не только гражданские автомобили, но и продукция оборонного назначения. Для поддержания производственного цикла приходится прибегать к кредитам. Но они стали непосильными из-за крайне жёсткой денежной политики Центробанка.
Делягин указал, что сегодня даже простые слова главы Банка России обладают сокрушительной силой:
«Слова не могут привести к банкротству, если это не слова Набиуллиной, а Чемезов просто описывает ситуацию, что сейчас они пытаются держать «АвтоВАЗ» на плаву, но через некоторое время, если политика Набиуллиной возобладает, его, возможно, придется закрыть к чертовой матери, станки продать на металлолом, а людей распустить, пусть живут, как хотят».
Депутат с горькой иронией заметил, что не понимает, почему рассказ Чемезова вызвал столько ажиотажа:
«Потому что когда человека убивают, он умирает, когда экономику убивают, экономика банкротится, когда страну убивают, страна умирает. Если человеку выстрелить в голову из гранатомета, то он умирает сразу, а если повысить процентную ставку до 21% с перспективой 23%, то он будет еще некоторое время по инерции бегать, как курица с отрезанной головой».
По словам экономиста, многие предприятия уже просто не могут работать без кредитов, обогащая таким образом крупные банки:
«Государственные предприятия у нас действуют в рыночных условиях. При этом многие предприятия сегодня могут работать только через кредит, это касается как частных, так и государственных. Просто крупная государственная корпорация может какое-нибудь одно свое предприятие попытаться некоторое время подержать на плаву».
Народный избранник напомнил, что далеко не все предприятия в случае кризиса имеют возможность объявить банкротство:
«Например, в военно-промышленном комплексе, если вы не выполняете гособоронзаказ, то идете в тюрьму. Поэтому будете брать кредит под любые проценты, пусть потом предприятие обанкротится, вам это фиолетово».
Впрочем, и обычные предприятия попались в ловушку, которую устроила глава ЦБ, объяснил Делягин:
«Когда Набиуллина задрала процентную ставку до 16%, кредиты стали окончательно непосильными для всех, но их с удовольствием давали и с удовольствием брали, потому что верили, что она одумается, ставка начнет снижаться и кредиты станут полегче, ведь жить-то надо. Она давала многочисленные сигналы о том, что процентная ставка действительно будет снижаться, однако позже оказалось, что это не имеет отношения к реальности и кредитная кабала стала сильно увеличиваться».