Михаил Делягин. Раньше мы были хозяйственной колонией Запада, теперь — Глобального юга и Средней Азии (События) | Михаил Делягин

Должен ли "Газпром" проверять все газовое оборудование в жилищах за свой счет?


Раньше мы были хозяйственной колонией Запада, теперь — Глобального юга и Средней Азии

События

08.10.2024 15:40

Михаил Делягин

1274

Раньше мы были хозяйственной колонией Запада, теперь — Глобального юга и Средней Азии

Федеральный бюджет на 2025 и на период 2026—2027 годов производит шоковое впечатление: судя по нему, в стране ничего не изменилось, и ею в невыразимом восторге от собственной гениальности руководят по заветам Гайдара и Чубайса либеральные «слепоглухонемые капитаны дальнего плавания».

В стране вроде бы меняется все, — но принципы бюджета, по которому она живет, остаются неизменными.

Прежде всего, он построен на откровенно сказочном, прямо игнорирующем реальность прогнозе, по которому инфляция волшебным образом снизится до 4,5% в следующем и до 4% в 2026—2027 годах. Этот взятый с потолка, не имеющий никакого обоснования уровень является фетишем современных либералов (то есть людей, служащих финансовым спекулянтам против своих стран и народов).

Уже давно все усвоили (в том числе и на опыте 1998−1999 и далее, вплоть до 2023 года), что в условиях искусственно созданного «денежного голода» (а монетизация сейчас в России 53% ВВП — примерно вдвое меньше нормальных 100%) цены растут не потому, что денег слишком много, а из-за роста издержек и произвола монополий.

Повышение процентной ставки, удорожая кредит и пугая монополистов, разгоняет цены. В то же время вливание денег в оборот (даже через рост бюджетного дефицита за счет кредитной эмиссии, как в конце 2022 года) замедляет инфляцию, так как деловая активность растет быстрее денежной массы.

Между тем занижение инфляции, хоть и позволяет потом Минфину публично гордиться вызванными ей «сверхдоходами», отнюдь не безобидно. Даже точное выделение предусмотренных бюджетом денег при более высокой инфляции означает недофинансирование, по сути, инфляционный «секвестр бюджета», так как на те же деньги можно купить меньше.

Результат — хроническая дезорганизация бюджетополучателей, а с ними и всей страны.

Не менее важно, что прогноз развития, на котором основан проект бюджета, предусматривает затухание экономического роста до уровня ниже статистической погрешности. Если в 2023 году ВВП вырос на 3,6%, а в 2024 вырастет на 3,9%, то в 2025 году он должен замедлиться более чем на треть — до 2,5% с мизерным ускорением до 2,6% в 2026 и 2,8% в 2027 году.

Исходя из блокирования экономического (а значит, и социального) прогресса России, бюджет и сам служит инструментом этого блокирования.

Бюджет продолжает исходить из одного из фетишей либеральной религии — необходимость снижения его дефицита в прямом смысле слова любой ценой. В 2025 году его намечено сократить почти в 3,5 раза — с незначительных 1,7 до мизерных 0,5% ВВП — с последующим удержанием на ничтожном уровне 0,9% ВВП в 2026 и 1,1% ВВП в 2027 году.

Между тем бюджетный дефицит по крайней мере до 5% ВВП, как показывает практика, сам по себе вполне безопасен для экономики.

Более того: его финансирование за счет увеличения денежной массы является эффективным методом ремонетизации экономики (разумеется, при условии ограничения финансовых спекуляций для предотвращения девальвации).

Важно, что сами идеи стабильности и сбалансированности (легшие в основу бюджета) при своей внешней привлекательности абсолютно вредны сейчас, когда России необходима всеобъемлющая модернизация. Ведь развитие — отрицание стабильности и обычно идет несбалансированно; поэтому выдвижение ценностей стабильности и сбалансированности означает системное противодействие развитию.

Идея сокращения дефицита бюджета является инструментом продвижения идеи снижения расходов государства. Хотя их нынешний уровень — 20,1% ВВП — считал нормальным даже либеральный гуру Ясин, их намечено снизить до 19,3% ВВП в 2025, 19.1% ВВП в 2026 и 17,4% ВВП в 2027 году. Это означает самоустранение государства из российской экономики, которые совершенно не соответствует масштабу и сложности стоящих перед нами задач.

Главным приоритетом бюджета, как и в прошлые годы, является замораживанием в нем средств: в 2025 году (не только в ФНБ, но и на «бюджетных депозитах», и на обычных счетах) — более чем 1,8 трлн, в 2026 — более чем 1,2 трлн, в 2027 году — 651 млрд руб. (всего 3,7 трлн руб. за три года).

Деньги для замораживания на счетах бюджет предполагает брать взаймы, — разумеется, под высокие проценты. Если в 2023 и 2024 годах чистые займы государства (то есть взятые за вычетом погашенных) оценивались бюджетами в размере 1,5 и 2,5 трлн руб., то в 2025 они составят 3,3 трлн, в 2026 — 3,5 трлн, а в 2027 году — 3,6 трлн руб.

Соответственно госдолгу стремительно будут расти и расходы на его обслуживание: если бюджет на 2023 год предусматривал эти расходы в размере 1,5 трлн руб., а 2024 — 2,3 трлн руб., то в 2025 году они составят 3,2 трлн руб., в 2026 — 3,5 и в 2027 году — 3,6 трлн руб.

Неуклонно растущие процентные выплаты по госдолгу являются (судя по динамике увеличения с 2024 годом) главным приоритетом расходной части бюджета и в силу ненужности госзаймов являются просто дотированием крупнейших финансовых спекулянтов за счет налогоплательщиков.

Наконец, бюджет предусматривает сохранение модели «экономической колонии», для которой характерно стимулирование вывоза сырья (а также капиталов и интеллекта) и ввоз продукции переработки этого же сырья с лишением страны прибылей и добавленной стоимости.

Все налоговое и таможенное регулирование нацелено на обеспечение этой либеральной модели в неприкосновенности, разве что, если раньше мы были хозяйственной колонией Запада, сейчас осуществляется переход в состояние колонии даже не Китая или глобального Юга, а непосредственно Средней Азии.

Одним из проявлений сохранения в неприкосновенности положения экономической колонии, помимо изложенного, является сохранение режима пресловутого «налогового маневра» с дотированием нефтепереработки, на которую перенесена фискальная нагрузка после ее снятия с экспорта сырья. Правда, это дотирование намечено сократить (на 131 млрд руб. в 2025, на 167,6 млрд. в 2026 и на 216,7 млрд руб. в 2027 году), что будет способствовать новому удорожанию бензина.

Таким образом, бюджет, который, безусловно, будет с восторгом одобрен «Единой Россией» и ее политическими сателлитами, вносит весомый вклад в либеральную политику уничтожения экономики нашей страны.


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью