Мединский, обсуждая вопросы школьного образования, поднимает правильные вопросы, но при этом он предлагает абсолютно неверные решения. Такое мнение 28 сентября высказал депутат Госдумы, зампред комитета по экономике ГД, главред журнала «Свободная мысль» Михаил Делягин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Помощник президента РФ, председатель Российскоговоенно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский 24 сентября выступал в Мурманске в рамках проекта «Арктический диалог». На встрече с молодёжью и активистами РВИО в регионе чиновник заявил, что время, которое в России отводится на образование, должно быть сокращено. «11 лет — это непозволительная роскошь», — заявил Мединский. Также, по его мнению, более «спрессованным» и «специализированным» должно стать обучение в вузах.
Делягин предположил, что помощник президента в своём выступлении спутал два аспекта — собственно образование и время, затрачиваемое на него:
«Дети не имеют возможности усвоить материал, поскольку у них школьный год уходит на зубрежку и натаскивание к ЕГЭ. Совершенно бессмысленное и разрушающее психику. Так что в этом отношении, конечно, сокращение сроков обучения — вещь правильная и необходимая. Однако это формальная сторона вопроса. Реальной является содержание образования, которое, судя по всему, у товарища Мединского не вызывает значимых вопросов. Хотя и надеюсь, что я ошибаюсь. Потому что, в частности, он говорит о том, чтобы сократить время для профподготовки».
Депутат напомнил, что среднее и высшее образование должны готовить людей именно к работе по профессии. Он посетовал, что, судя по всему, мало кто знаком сегодня с этим простым фактом:
«Человек с высшим образованием должен иметь возможность работать инженером или по другой специальности после минимальной адаптации к производству или офису. Точно так же выпускник колледжа, который должен называться ПТУ или техникумом, должен просто приходить на рабочее место и опять-таки после минимальной адаптации работать. Собственно, это и есть профессиональное образование — среднее профессиональное и высшее. Об этом, судя по всему, все уже забыли, и никто даже не хочет вспоминать».
Также парламентарий напомнил, что не так давно в нашей стране среднее и высшее образование имело совсем иное наполнение:
«Советское школьное образование давало широкий кругозор и тренировало мозг. Тренировало людей на способность к обучению, самостоятельному мышлению. Почему оно было лучшим в мире? Именно поэтому. Дети учили ботанику не потому, что предполагалось, что они будут изучать пестики и тычинки. Дети учили ботанику для тренировки познавательных навыков в первую очередь и для кругозора. И когда сейчас говорят, что детей нужно на каких-то особых уроках учить морали и патриотизму, то это просто проявление одичания. Потому что дети учатся морали и патриотизму на уроках литературы и истории. И чуть-чуть географии. И чуть-чуть на всех остальных предметах, когда рассказывают о великих физиках, химиках, изобретателях, математиках и так далее. И это само собой очевидно для всех, кроме дичающих на глазах от безнаказанности эффективных менеджеров и молодых технократов. Это я, естественно, не про Мединского, он уже немолод».
Делягин подчеркнул, что именно вопрос содержания образования является определяющим:
«Сколько учиться — это менее важно, чем то, чему учить. Когда из школы убрали астрономию, я понимаю, конечно, что религиозные мракобесы всех мастей визжат от восторга и кричат, что, дескать, давайте уберем всё остальное. Но это некоторый нонсенс».
Эксперт сформулировал свой список изменений, которые необходимо внести в российское образование:
«Я добавил бы в число школьных предметов логику. Обязательно вернул бы астрономию. Я убрал бы основы безопасности и перевел бы это в часы начальной военной подготовки. Потому что все необходимое о безопасности там было. Я адаптировал бы к современности уроки труда. Я ввел бы обязательно в 10-м выпускном классе, не в 11-летку, а в 10-летку, основы психологии семейной жизни. Но самое главное, школа должна воспитывать способность самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи и заниматься тем, что называется критическим мышлением. Сейчас ЕГЭ значительно сложнее, чем советские выпускные экзамены. Уровень сложности безумный. Но при этом детей не учат мыслить. Вообще. То есть их просто натаскивают. В результате, не имея навыка критического мышления, дети очень легко становятся жертвами любых мошенников. Потому что у них в школе полностью разрушаются способности мышления. Я понимаю, что мошенники, которые сидят в стройных рядах государственной бюрократии, сознательно дебилизируют детей, молодежь, чтобы было легче их обманывать. Но тем самым они делают молодежь жертвами и всех остальных мошенников. Что не очень хорошо».