Михаил Делягин. Повестка дня. Часть Шестая. Бюджет должен стать инструментом преображения, а не разрушения страны! (События) | Михаил Делягин

Должен ли Банк России снизить ключевую ставку быстро и ощутимо?


Повестка дня. Часть Шестая. Бюджет должен стать инструментом преображения, а не разрушения страны!

События

21.08.2024 14:14

Михаил Делягин

665

Повестка дня. Часть Шестая. Бюджет должен стать инструментом преображения, а не разрушения страны!

После того, как бюджет принимают, о нём обычно все, кроме его непосредственных исполнителей, забывают. А это неправильно, потому что бюджет должен стать инструментом развития.

Федеральный бюджет, описывая намерения государства по получению и расходованию средств, является наиболее ёмким и сегодня единственным комплексным документом, который описывает реальные, а не пропагандистские планы государства. Поскольку сбор и использование денег нельзя скрыть, содержащееся в бюджете изложение этих планов является, хотя и не явным, но реальным. И почти полностью свободным от пропаганды.

Пример из жизни

Вместе с прошлогодним проектом Федерального бюджета (на 2023 год) мы принимали с учётом 2024–25 годов. Он предусматривал лишь некоторое увеличение расходов на оборону только в первый год этого периода (в тот же 2023), в дальнейшем предполагалось снижение. А вот по расходам на правопорядок и безопасность закладывался значительный рост все три года.

Это показывало, что государство было намерено завершить военные действия на Украине в 2023 году. После чего усилия планировалось сконцентрировать на нормализации жизни на освобождённых территориях. Понятно, что эти намерения не имели к реальным возможностям отношения примерно никакого. Это не позволило ни одному бюрократу или пропагандисту (даже полностью освобождённому от интеллекта) хотя бы заикнуться о таких планах. Но в бюджете они были зафиксированы с исчерпывающей полнотой. В прямом смысле этого слова.

Существенно, что изменение структуры расходов и, в меньшей степени, изменение структуры доходов, свидетельствуя о действительных планах, которые предполагается исполнять, демонстрируют тем самым незыблемость приоритетов правящей бюрократии. Вместе с тем, показываются изменение баланса сил между доминирующими элементами этой бюрократии.

Стабильный Минфин

Так, традиционно из года в год главным приоритетом бюджета остаётся замораживание средств налогоплательщиков в резервах. Таким образом создаются условия для недопущения социально-экономического развития России, ибо это развитие может создать конкуренцию западным колонизаторам.

Напомню, что в экономическом смысле колония – это страна, которая экспортирует сырьё и импортирует (если позволят!) продукцию его переработки. Именно это закреплено всей налоговой и таможенной политикой Российской Федерации.

Вторым по значимости приоритетом Федерального бюджета является субсидирование (снова за счёт налогоплательщиков!) финансовых спекулянтов. Для данной цели наращиваются бюджетные займы, которые совершенно не нужны, ведь для тех же самых целей можно использовать накопленные резервы: даже при профицитном бюджете Минфин систематически берёт деньги взаймы, щедро выплачивая проценты.

Если же бюджет оказывается дефицитным, то вместо использования имеющихся резервов для покрытия недостачи, Минфин тем более берёт займы. Но тогда это делается в значительно больших объёмах, чем получившийся дефицит.

Что бы ни случалось – Минфин берёт займы просто для того, чтобы замораживать средства на счетах, никак их не использовать.

Как нужно менять ситуацию

Поскольку «либерал = слуга финансовых спекулянтов», ничего странного в этом прямом грабеже налогоплательщиков нет. Он продолжается уже скоро 20 лет: с 2004 года, когда появились первые финансовые резервы.

Понятно, что бюджет должен стать средством полноценного и всеобъемлющего развития, а не только кусочно-разрывного (да и подобный вариант у нас появился только с 2021 года благодаря премьеру Мишустину). Главным же инструментом развития должны стать не прямые дотации и льготы, а налоги и таможенные сборы, переносящие фискальную тяжесть с задушенной ныне промышленности на подакцизные товары: экспорт сырья и импорт изделий, конкурирующих с российскими.

При этом при помощи реализации права граждан России на жизнь – гарантирования им прожиточного минимума, пусть даже в натуральной, а не в денежной форме – должен быть увеличен массовый спрос, являющийся основой всякого развития. А ограничение произвола монополий и финансовых спекуляций вкупе с реальной, а не фиктивной деофшоризацией, запретом вывоза капитала и крупного обналичивания денег должны обеспечить необходимый для этого развития инвестиционный ресурс.

Возможна ли описанная нормализация государственной политики в рамках нынешней государственности без её глубокой дестабилизации? Я думаю, мы увидим в самое ближайшее время.

Я считаю, что возможна. Но всё большее количество людей говорит, что я – наивный романтик. Посмотрим.


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью