Если рассматривать налоговую реформу Силуанова как таковую – в сравнении не с нашими желаниями, а с существующей системой – нельзя не признать того, что это шаг в правильном направлении.
Самое яркое, — конечно, прогрессия НДФЛ. Она затронет 2 млн.чел., но большинство в совершенно незначительной степени. При этом истерика олигархата (видная по большому числу требований либералов, например, заранее отчитаться о направлении использования средств) убедительно подтверждает правильность прогрессии.
Заявления президента РСПП Шохина о чрезмерной сложности подсчета пяти ступеней налоговой системы (вызывающие в памяти то ли разные степени деменции, то ли эпоху до появления калькуляторов) призваны замаскировать требование снизить обложение наиболее богатых с 22 до 18%. Чем лучше понимаешь это требование, тем меньше ему сочувствуешь.
Итак, ставки налогообложения доходов граждан:
- до 200 тыс.руб/мес – как сейчас, 13%.
- до 416 тыс. – 15% (сейчас эта ставка применяется от 458 тыс.руб/мес).
- до 1 млн. 666,7 тыс.руб. в месяц – 18%
- до 4 млн. 166,7 тыс.руб. в месяц – 20%
- выше – 22%.
(Разумеется, каждая повышенная ставка применяется не ко всему доходу налогоплательщика, а только к превышению над предыдущим уровнем.) При этом бедные семьи получают налоговый вычет, а участники СВО платят налог по прежней «плоской» шкале.
Если есть на свете бухгалтерское выражение понятия «умеренность и аккуратность», то вот это оно.
Вопреки некоторым предварительным разъяснениям, повышение процентной ставки коснется доходов и от дивидендов, и от продажи ценных бумаг, и от продажи недвижимости (до истечения соответствующего срока владения), и от больших вкладов. При этом прогрессия для всех этих видов доходов ограничена: до 2,4 млн.руб. в год – 13%, для превышения – 15%.
Ставка по налогу на прибыль увеличивается с 20 до 25%, однако одновременно вводятся инвестиционные вычеты. Идея вполне разумна: хочешь инвестировать и развиваться – не плати. Хочешь непроизводительно проедать – плати на четверть больше. При этом ИТ-компании начинают платить налог на прибыль, но только по ставке 5% (сейчас они его вообще не платят).
Существенно меняется упрощенная система налогообложения: базовый порог для перехода на УСН увеличивается втрое (со 112,5 до 337,5 млн.руб.), порог доходов – до 450 млн.руб., число занятых – со 100 до 130, порог по остаточной стоимости основных средств – со 150 до 200 млн.руб.. Все это призвано расширить круг плательщиков этого налога и снизить стимулы к дроблению бизнеса (кстати, последнее понятие впервые определяется юридически – и за него предусматривается амнистия).
Предприятия с УСН теперь должны будут платить НДС, - но только если их оборот выше 60 млн.руб. в год. Если предприятие по-настоящему малое, НДС оно по-прежнему не платит. А вот если оборот выше – оно может выбирать разные варианты (включая ставку НДС 5% при доходах от 60 до 250 млн.руб. и 7% до 450 млн.).
Повышенные ставки 8% с доходов и 20% с разницы между доходами и расходами отменяются, остаются соответственно 6 и 15%.
Налогообложение самозанятых не меняется, причем полученные в статусе самозанятого доходы не суммируются с налогами, облагаемыми НДФЛ.
Разумеется, обсуждение в Госдуме внесет некоторые уточнения в налоговую реформу Силуанова для более полного выражения требования президента об обеспечении справедливости, однако в целом по сравнению с сегодняшней она видится существенным шагом к разуму.