Треволнения, связанные с частичным обновлением правительства Мишустина и изменением сфер ответственности ряда его членов, не должны затушевывать его повседневную деятельность. Правительство последовательно и методично, в ставшем уже фирменном стиле премьера – «без шума и пыли» – продолжает повседневную эффективную работу.
Следует выделить вроде бы рутинное заявление о необходимости создания собственной, независимой платежной системы в рамках СНГ, сделанное на встрече председателей правительств этой организации. Формально этот вопрос находится в ведении Банка России, и сам факт поднятия его премьером свидетельствует о провале возглавляющими его либералами этого важнейшего направления, который получил даже макроэкономическое выражение: сокращение импорта из-за в том числе вторичных санкций США укрепило рубль выше 89 руб/долл, – хотя при наличии действенной расчетной системы санкции не были бы заметны в принципе. Вероятно, теперь правительство будет активно помогать Банку России в решении этой исключительно важной задачи.
Важной проблемой остается высокий износ коммунальной инфраструктуры, из-за чего в прошлом году в сфере ЖКХ произошло более 9 тыс. аварий, в том числе 4 тыс. – в тепловых сетях. Правительство Мишустина будет реализовывать программу комплексной модернизации сетей, которая к 2030 году должна снизить число аварий на 18% и заметно улучшить качество коммунальных услуг для 20 млн.чел.. В частности, уже увеличено финансирование программы развития инфраструктуры сельских агломераций при помощи субсидирования кредитов (по ставке не выше 5% годовых).
На ускорение строительства 7 краболовных судов на дальневосточных верфях, также столкнувшемся с затруднениями из-за санкций, выделяется более 3,2 млрд.руб.. Еще более 370 млн.руб. направлено на капитальный ремонт спасательного ледокола «Сибирский» на Дальнем Востоке и спасательного морского буксира «Микула» на Севморпути.
Премьер Мишустин подписал распоряжение о создании искусственного участка земли для расширения морского порта Сабетта на Ямале, нужного для освоения нового нефтегазоконденсатного месторождения. Начало строительства намечено на середину 2026 года, мощность составит до 1,6 млн.т. грузов в год.
Важным направлением работы правительства Мишустина является преодоление последствий паводков. Только на восстановление дорог в 6 регионах выделено более 3 млрд.руб., а Курганская и Оренбургская области уже получили на ремонт инфраструктуры и помощь жителям 9 млрд..
Новым регионам на поддержку развития малого и среднего бизнеса (который имеет там более ярко выраженное социальное значение, чем в остальных регионах России) правительство Мишустина предоставило 3,75 млрд.руб..
Специальная программа «зонтичных поручительств» для субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере туризма (в частности, занимающихся модернизацией гостиниц), позволит им до конца текущего года привлечь дополнительно 30 млрд.руб..
Псковская область получила 750 млн.руб. из федерального бюджета на целевую закупку уже в этом году 25 новых камазовских автобусов повышенной вместимости, предназначенных специально по для поддержания городских и пригородных маршрутов с большими пассажиропотоками.
В течение 6 лет правительство Мишустина предполагает обеспечить выделение российским регионам порядка 40 тыс. троллейбусов, автобусов, электробусов и трамваев, – дополнительно к тому, что регионы смогут закупить из собственных средств.
Принципиально важно, что увеличение расходов для решения точечных, конкретных задач (вопреки унаследованным из прошлого опасениям) не создает трудностей для исполнения федерального бюджета в целом. Наглядным выражением этого служит увеличение Резервного фонда правительства, предназначенного для финансирования непредвиденных расходов, почти на 1,6 млрд.руб. (за счет не использованных регионами субсидий и трансфертов).