Уже после отчета премьера Мишустина в Госдуме опубликованы поразительные данные об исполнении федерального бюджета в I квартале 2024 года: его дефицит рухнул с прошлогодних 2,1 трлн.руб. в 3,5 раза – до 0,6 трлн., то есть до 0,3% ВВП (что вчетверо ниже уровня I квартала 2023 года – 1,2% ВВП и втрое – годового дефицита 2024 года, утвержденного законом в размере 0,9% ВВП).
Непосредственной причиной успеха стало огромное – более чем в полтора раза – увеличение доходов в I квартале, в том числе в марте на 47%. Рост нефтегазовых доходов оказался головокружительным: соответственно в 1,8 и 1,9 раза, что во многом вызвано улучшением конъюнктуры внешних рынков. Однако и наиболее важные для экономики ненефтегазовые доходы выросли весьма значительно - соответственно на 43 и 31%. Их рост представляется во многом вызванным повышением деловой активности, начавшимся в феврале в результате как авансирования бюджетом годовых расходов, так и в целом эффективной политики правительства Мишустина по стимулированию экономического роста.
В частности, в феврале (данных за март еще нет) выпуск товаров и услуг по базовым видам экономической активности вырос на 10,1% по сравнению с прошлогодним спадом на 2,5%. В том числе промышленное производство увеличилось на 8,5% по сравнению с прошлогодним спадом на 2.0%, грузооборот транспорта – на 4,1% по сравнению со спадом на 0.2%. Оборот розничной торговли увеличился на 12,3% по сравнению с прошлогодним спадом на 8,7%. В целом после рекордного экономического роста в 4.6%, достигнутого в январе, в феврале ВВП увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (по оценке Минэкономразвития) на головокружительные, прочно забытые после обострения глобального финансового кризиса в 2008 году 7,7%.
В то же время расходы федерального бюджета, несмотря на авансирование годовых расходов в феврале-марте (в прошлом году оно прошло в январе, вызвав высокий месячный дефицит и панику не привыкших к этому наблюдателей), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли весьма умеренно: в марте – на 27%, а за I квартал – и вовсе лишь на 20%.
Несмотря на рост расходов, в марте был продемонстрирован максимальный за всю историю профицит - почти 0,9 трлн.руб.. В силу специфики исполнения федерального бюджета сам по себе профицит в марте традиционен, однако нынешний является рекордным, на 100 млрд.руб. превысившим максимальный ранее за все время наблюдения профицит марта 2022 года (почти 0,8 трлн.руб.). Понятно, что в марте 2022 года в силу максимальных цен на нефть, отсутствия значимых (по нынешним масштабам) военных расходов и лишь самого начала западной санкционной войны бюджетные условия были значительно более комфортными для России, чем в нынешнем марте.
По подсчетам аналитиков, отношение дефицита бюджета к его доходам составило менее 5,5% - почти вшестеро меньше, чем в наихудший для него момент специальной военной операции (в мае 2023 года это отношение составляло 30%), примерно в пять раз меньше, чем в наиболее острый момент коронавирусного кризиса 2020-2021 годов (24%) и в ухудшении ситуации в 2015-2016 годах (20-24%).
Таким образом, федеральный бюджет 2024 года практически стабилизирован на фоне (и в решающей степени за счет) уверенно ускоряющегося экономического роста, являющегося результатом последовательной политики премьера Мишустина.
Теперь предстоит на этой основе взяться на коренную трансформацию по-прежнему колониальной по своим базовым принципам экономической модели, созданной в 90-е годы, чтобы от кусочно-разрывного развития (пусть и обеспечивающего хорошие результаты) перейти к всеобъемлющей, повсеместной комплексной модернизации экономики.