В том, что страна выстояла в прошлом году, есть и наша заслуга: ведь это мы с вами дали правительству почти полную бюджетную свободу. И оно воспользовалось этой свободой, отменив пресловутое бюджетное правило, запрещающее использовать деньги России на нужды России, - и стабилизировало именно эту ситуацию.
Потом, правда, вернуло ярмо бюджетного правила на страну.
Второе достижение правительства – виртуозное использование бюджетных средств для стимулирования развития. Субсидии, гранты, льготы выделяются точечно и во многом компенсируют разрушительную либеральную политику в области макроэкономики, продолжающую худшие традиции 90-х.
Экономической науке еще предстоит осознать феномен Мишустина - точное расходование бюджетных средств позволило частично компенсировать последствия произвола монополий, искусственно созданного денежного голода, запретительно дорого кредита, налогового и таможенного подавления внутреннего производства, подавления спроса за счет удержания населения в бедности и нищете – и, при всей частичности этой компенсация, спасло страну.
Разумеется, обеспечиваемое таким образом развитие идет в порядке исключения, носит кусочно-разрывный характер и ничто не может и не должно развиваться в режиме ручного управления, но, тем не менее развитие есть.
Наконец, никто не заметил успеха налоговой службы. Доля задолженности по налогам и обязательным платежам в их объеме снизилась с 6,4% в 2020 году до 5,2% в 2021 и 5,5% в 2022 году. Да, никто не любит ФНС, - но это достижение является выдающимся и заслуживает самой сердечной благодарности.
Однако мы не можем поддержать отчёт об исполнении бюджета не только потому, что в корне не согласны с бюджетной политикой по-прежнему, разрушающей нашу страну, но и потому, что с большим уважением относимся к правительству.
А оно исчерпывающе резюмировало исполнение бюджета 2022 года фактической эпитафией: тем, что для исправления последствий было вынуждено разработать специальный разовый налоговый платеж – на сверхприбыль. Мы его давече в пером чтении одобрили.
При нормальном исполнении бюджета такие меры не только не нужны, но и по определению невозможны.
Причем последствия исполнения бюджета 2022 года таковы, что этот разовый налоговый платеж пришлось сопровождать специальной поправкой в Налоговый кодекс, отменяющей для него требование понятности налога для его плательщика.
Думаю, это вполне понятная и доступная оценка исполнения бюджета –не словом, а делом – и «Справедливая Россия» всецело разделяет эту оценку.