Янв 31, 2016
25 Просмотров
0 0

«Слуга народУ» — автопортрет Украины и общая мечта

Автор:

        Украинский сериал «Слуга народУ» (именно так, «народУ», — то ли так действительно будет по-украински, хотя сериал снят на русском языке, а других признаков лексический увечий в названии нет, то ли на Незалэжной действительно до такой степени забыли русский) – яркий, трогательный, искренний и только в последнюю очередь смешной (хотя и очень) признак нашей общности.

            Сохраняющейся, несмотря ни на что, вопреки не только пропаганде и озлобленности, но и чудовищной крови, и ярой, торжествующей русофобии.

          Он выложен в свободный доступ в Интернете, — и потому о нем можно писать, не вызывая подозрения в рекламе.

            Но даже если б такие подозрения и были – сериал стоит того, чтобы навлечь на себя любые обвинения.

            Сюжет незамысловат: шкодливый десятиклассник снимает на телефон и выкладывает в ютьюб матерную тираду учителя истории, посвященную невменяемости и коррумпированности власти. Вроде бы обыденное «так жить нельзя» становится хитом, — и народ избирает учителя президентом.

            И он вступает в должность, и делает все возможные и невозможные ляпы, и выдерживает дикий прессинг обалдевших от такой неожиданности олигархов, и вместе со своими друзьями не продается и даже побеждает, арестовывая в прямом эфире главного коррупционера страны (премьер-министра, между прочим) и получая всеобщую поддержку.

            Главная тема – противостояние коррупции и кумовству, пронизывающим каждую клеточку общества, и стремления к нормальной честной человеческой жизни — раскрыта ярко и, при всей наивности, убедительно.

            Тирады ставшего президентом учителя Голобородько, — в особенности о том, как родившийся нормальным милым младенцем «украинец» уже к 25 годам превращается в омерзительного «хохла», — пронзительно искренни и являются самыми настоящими актуальными политическими манифестациями.

По крайней мере, для России.

При том, что реальной политики как таковой в этом формально политическом сериале, переполненном отсылками к текущей и недавней украинской политике (чего стоит профессор и дважды доктор наук Янукович, принявший участие в конкурсе на должность Министра и едва не занявший ее), практически нет.

На самом деле этот фильм – о жгучем желании не умеющего и разуверившегося во всем народа жить нормально. А политика, показанная почеркнуто лубочно (чего стоит обнаружение президентом через 3 месяца президентства и в ходе любовной сцены на самом видном месте своего кабинета огромной тетради, забытой его предшественником, в которую тот записывал свои преступные схемы), — просто фон, привлекающая внимание декорация.

В сериале подкупает напоминающее Советский Союз полное отсутствие национализма, — от которого, похоже, смертельно устала все еще остающаяся нормальной часть украинского общества. Персонажи (даже самые отрицательные) не делят себя и других по национальной принадлежности вообще, — разве что мелькает «он не грузин», и то в качестве обоснования назначения на пост директора СБУ армянина. И президент в прямом эфире оправдывается, что, хотя тот и «плохо говорит по-русски» (об украинском никто и не вспоминает), работает он хорошо.

            Украинский язык существует в сериале как некий официальный атрибут, которым владеют все нормальные люди (характерен бывший президент, рыдающий, что ради должности он «даже выучил этот язык», — и не способный связать на нем двух слов), но при этом далеко не всегда используют даже в официальной обстановке.

Слово «москаль» звучит в 24 сериях дважды: когда бесталанный пиарщик в качестве социальной рекламы пытается впарить президенту слоган «кто не платит (налоги) – тот москаль», и того только не тошнит, так что он напрочь запрещает его, — и второй раз, когда он слышит этот слоган по радио.

            Тем не менее второй сквозной темой сериала (кроме коррупции и неумелой жажды нормальности) оказывается Путин. Подобно тому, как, если верить американской шутке, чтобы остановить дюжину негров, насилующих белую женщину, им надо бросить баскетбольный мяч, — универсальным средством для прекращения и драки в Верховной Раде, и народного протеста в сегодняшней Украине оказывается тихо сказанное «Путина свергли».

            Воспринимаемое не как реализация «вековечной мечты всего народа», а как стихийный катаклизм потрясающей, неодолимой и даже не представимой силы, перед которым мертвеет и замирает все.

            И завершается сериал (последняя и единственная серия с политической «нагрузкой», в которой герои показательно, в День независимости не только сажают коррупционера, но и решают наконец все свои личные проблемы, и в которой единственный раз звучит бандеровская речевка «Слава Украине – хероям слава!») сообщением о том, что этот катаклизм все-таки произошел. Правда, по потрясенному лицу президента Голобородько, слышащего нового российского президента и находящего в себе силы только ошарашенно спросить «это Вы??», похоже, что Путина заменил не кто-нибудь, а  буквально час назад арестованный главный коррупционер Украины бывший премьер Чуйко, в начале сериала бывший проводником Голобородько во власти.

            Впрочем, это мои ощущения: на четвертом этаже СБУ, где находится американский центр управления Украиной (и куда не пускают туземцев – ни украинских, ни европейских), они пока, похоже, не подтверждены.

Украинцы показаны в сериале несчастными и близкими людьми, которые всем народом бьются головой о стену, состоящую из самих себя, — и мечтают о толковом учителе истории, который возьмет на себя груз их неверия, отчаяния и корысти и решит их проблемы, и исправит для них страну и их самих.

            Наивная мечта, — у нас она не пережила начало 90-х (и была потом лишь на мгновение гальванизирована чудовищным премьерством «умненького мальчика» Кириенко), — но трогательная и вызывающая не только ностальгию, но и глубокое чувство общности.

            Отчаянное и иррациональное стремление в Европу как символ волшебного исчезновения всех проблем (так что, когда Меркель, перепутав Украину с Черногорией, сообщает президенту о принятии в Евросоюз, начинают бить фонтаны), оцепенение перед признаком Иоанна Грозного, не понимающего желающих быть «под литовцами и ляхами», лишь бы не с русскими (его агрессивно беспомощное «как – не с нами?» является лучшим выражением нашей иррациональной слабости), жажда «по-честному» платить долги Западу даже ценой обнищания и без того нищих бюджетников вызывают не раздражение, а умиление и сочувствие наивным и младшим, еще не осознавшим жестокую простоту жизни.

            А песня «Я люблю свою страну, люблю свою жену, люблю свою собаку…», с которой начинается каждая серия, въедаясь в мозг своей безнадежной иронией, тем не менее отдается в глубине души парадоксальным эхом надежды.

            Надежды на то, что мы справимся и преодолеем.

            И тот из нас, кто справится первым, вытянет другого: может, и не сознательно, а просто силой примера, показав путь, — но вытянет.

            «Слуга народу» — не просто во многом правдивый, хотя и далеко не полный, автопортрет Украины с ее яркими социально-психологическими типами: то, какой она готова себя признать и какой хочет выглядеть со стороны.

            Это еще и пронзительное, щемящее, несмотря на жанр, выражение мечты о нормальной, чистой, честной и при том обеспеченной жизни.

            Мечты, которая объединяет нас сильнее беднеющего искалеченного языка, умирающих переругавшихся родственников, изнасилованной истории и разрушаемой культуры, — объединяет нас поверх и помимо всего.

            И, кто бы из нас ни нашел своего Голобородько и ни дал бы ему власть и победу первым, — другая страна с неизбежностью, насильно проголосует за него для себя тоже, даже не интересуясь мнением соседей.

            Потому что общность мечты – это и есть общность будущего, которое она рождает, как дитя – невольно и вопреки всему.

Разделы статьи
Новости · Позиция
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Новости smi2.ru