На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004





Главная   >  Новости

М.Г.Делягин провел пресс-конференцию "Реформа ЖКХ: как снизить тарифы на 30%"

2004.11.24 , просмотров 371
ЖКХ (наряду с автоперевозками) убыточно. Кредиторская задолженность ЖКХ - около 300 млрд.руб. (просроченная √ около 160 млрд.), де-биторская - более 200 млрд.руб. (просроченная √ более 90 млрд., в том числе бюджетная √ более 50 млрд., в том числе организаций, финансируемых из федерального бюджета, - более 4 млрд.руб.). Рост кредиторской и дебиторской задолженности небольшой: за последние 6 лет в среднем на 4,6% в год. Почему-то правительство считает, что из этого ╚становится очевидной необходимость привлечения в данную сферу частного бизнеса╩. Из-за износа коммуникаций, по данным правительства, в ЖКХ теряется до 70% тепла, 30% воды, 18% электроэнергии. Излишняя централизация коммуникаций (в первую очередь теплоснабжения) ве-дет к неоправданным затратам и потерям. Нужна реформа управления отраслью, включающая создание мобильных, гибких систем управления и здоровой конкуренции. Стоимость реформы ЖКХ оценивается правительством в 1,5 трлн.руб. (без четких обоснований это сомнительно, так как у чиновников нет стимулов снижать затраты), которые ╚необходимо потра-тить╩ (характерная оговорка: не ставятся конкретные задачи по модернизации, но ставится задача по ╚освоению╩ средств) за 5 лет. Раз ╚изыскать такую сумму в бюджете страны невозможно╩ - платить должно население и частные инвесторы (платить которым будет опять-таки население).

2. Намерения государства. Ключевая цель √ не модернизация ЖКХ, а ╚выход государства из этого сектора экономики╩. Основные преобразования: ╥ развитие частной инициативы и конкуренции в управлении и обслуживании жилищного фонда, уход власти из управления жилищным сектором; ╥ привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в ЖКХ при ╚преимущественном╩ сохранении муниципальной собственности на инфраструктуру; ╥ ╚оптимизация╩ бюджетных расходов на ЖКХ, адресность поддержки населения; ╥ создание ╚институтов господдержки процессов модернизации╩ жилья и инфраструктуры; ╥ ╚синхронизация и взаимоувязка╩ реформ местного самоуправления и ЖКХ. Для обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли предполагается законами: 1. Финансово оздоровить отрасль без банкротства, но без явного возврата бюджетных долгов (а это наряду с внутренним хаосом, замешанным на коррупции, - главный внешний фактор разрухи). 2. Для ╚стимулирования появления эффективного собственника╩ принять закон ╚Об особенно-стях оборота имущества коммунальной сферы╩ (о передаче ЖКХ в концессии). 3. Сделать РЭКи независимыми экспертными организациями, чтобы они устанавливали эконо-мически обоснованные тарифы. Это √ благие пожелания, а реальный механизм √ ╚частно-государственное партнерство╩: переда-ча отдельных ╚инфраструктурных объектов╩ (а не всей инфраструктуры как комплекса) в управление бизнесу в обмен на получение им в течение длительного времени дохода от управления. Для этого, в частности, надо отменить право хозяйственного ведения и оперативного управления на муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры. Это требует затрат на инвентаризацию и оформление прав собственности.

3. Платежи населения. Дотации предприятиям ЖКХ на разницу в ценах и тарифах (без учета льгот и субсидий) по федеральным стандартам - 10%, по региональным - еще 18%. Норматив оплаты населением коммунальных услуг на середину 2004 года более 82%. Реально население оплачивает 57% стоимости коммунальных услуг, и за последние три года эта доля выросла незначительно. Остальные 25% возмещаются бюджетами (компенсация льгот гражданам √ в 2003 году 51 млрд.руб., профинансировано на 75%, жилищные субсидии √ 31 млрд.руб., профинан-сировано на 85%, дотирование тарифов для населения) или перекрестным субсидированием (завышени-ем тарифов для промышленности). Около 10% не возмещается совсем. В рамках ╚реализации экономической модели реформирования жилищно-коммунального ком-плекса╩ в последние годы отменены льготы военнослужащим, работникам прокуратуры и МВД, льготы семьям погибших (умерших) военнослужащих заменены на денежные компенсации. В 19 регионах про-веден эксперимент по выплате жилищных субсидий на счета граждан органами социальной защиты. Принятое постановление правительства России ╚О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг╩ предусматривает завершение в 2005 году перевода на всей территории России субсидий в денежные выплаты, зачисляемые на персонифицированные социальные счета граждан (╚монетизация льгот╩). При этом население будет платить больше, чем сейчас, - а результат будет, по обещаниям Христенко, не ранее 2008 года. Правительство намерено: 1. Ликвидировать дотации предприятиям на разницу в ценах и тарифах. Исходя из федеральных стандартов с бюджета на население будет переложено 65 млрд.руб., из региональных √ 117 млрд.руб.. 2. С 2006 года учитывать при расчете межбюджетных трансфертов только максимальную долю расходов граждан на оплату ЖКУ(22% с возможностью установления меньших региональных стандар-тов) и социальную норму площади жилья при отмене стандарта стоимости ЖКУ на 1 кв.метр общей площади жилья (нарушался на 25%) и стандарт доли оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг. Соответствующая политика целиком переложена на регионы. 3. Стоимость содержания и ремонта жилья (включая капремонт) должна устанавливаться в дого-воре между управляющей организацией и собственниками (как гражданами, так и муниципалитетами); граждане - владельцы квартир брошены наедине с монополистами, а капремонт включен в тарифы. 4. В 2005 году ╚провести паспортизацию льготников╩ (не ясно, можно ли будет стать льготником после 2005 года). Позитивна идея ╚капитализации значительного количества бюджетных средств (возможно со-вместно с различными институциональными инвесторами - от Всемирного Банка до Пенсионного фон-да) для создания структуры, предоставляющей под контролем государства гарантии частным инвесто-рам в модернизацию жилых домов и коммунальной инфраструктуры╩. Но пока это только разговоры.

Необходимые недостающие меры: 1. Расширение поддержки малоимущих Совокупные расходы семьи на коммунальные нужды, включая стоимость найма жилья в муни-ципальном жилом фонде, превышающие 10% (а не 22%) совокупных доходов семьи, субсидируются государством. Это перекладывает удовлетворение аппетитов коммунальных монополий на государство и мобилизует его. Ответственность за несвоевременную выплату субсидий ужесточается, порядок их получения √ упрощается. После действия указанного правила в течение не менее чем 1 года, при условии отработки ин-фраструктуры и механизмов предоставления жилищных дотаций может быть осуществлен переход к полной оплате коммунальных услуг. 2. Нормализация работы ЖКХ Плохое финансовое положение ЖКХ вызвано прежде всего систематическими неплатежами бюджетов всех уровней и бюджетных предприятий. Поэтому государство должно признать свои долги перед ЖКХ и предусмотреть средства для их погашения в бюджетах будущих лет. Необходима детальная проработка федерального стандарта стоимости услуг ЖКХ (позволяюще-го учитывать климатические и инфраструктурные особенности регионов) и жесткий контроль за его со-блюдением, включая детальный контроль за издержками предприятий ЖКХ. Нормативная стоимость услуг должна ежегодно снижаться, стимулируя организации ЖКХ к энергосбережению. Сверхнорма-тивная экономия должна оставаться в распоряжении организаций ЖКХ. В тарифы ЖКХ должна включаться не ╚нормативная╩ прибыль, но расходы на достижение кон-кретных инвестиционных целей. Регулирующий орган должен контролировать их достижение. Счетчики уплаты коммунальных услуг должны быть установлены во всех без исключения бюд-жетных учреждениях; на следующем этапе установка этих счетчиков должна стать обязательным усло-вием предоставления любых денег из госбюджета. 3. Пресечение злоупотреблений монопольным положением Регулирующий орган обязан проводить учет фактически предоставленных предприятиями ЖКХ услуг и производить пересчет платы при поставке услуг меньшего объема и худшего качества, чем пре-дусмотрено нормативами. При этом предприятия ЖКХ обязаны вернуть потребителям излишне упла-ченные средства, возместить материальный и моральный ущерб. Для удобства потребителей документооборот в жилищно-коммунальных службах и системе оп-латы коммунальных услуг должен быть переведен с бумажных на электронные носители. РЕАЛИЗАЦИЯ УКАЗАННЫХ МЕР ПОЗВОЛИТ СНИЗИТЬ ТАРИФЫ НА 30%.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015