На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Какое событие вы считаете главным в 2016 году?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997






Главная   >  Статьи и интервью

Бюджет будут резать. Без президента

2008.12.05 , Новая Газета , просмотров 452

Успокоительные заявления российского руководства резко контрастируют с его же метаниями, свидетельствующими о глубине проблем.

Наибольшее впечатление производят совмещение таких взаимоисключающих инициатив, как превращение рубля в расчетную валюту ближнего зарубежья и его же плавная девальвация, а также принятие заведомо нереалистичного бюджета, «корректировка» которого (то есть секвестр) намечена уже на первый квартал.

Однако наибольшее впечатление производит предоставление правительству права по своему усмотрению изменять расходы бюджета без каких бы то ни было формальных ограничений (ранее, в соответствии с Бюджетным кодексом, оно могло без внесения поправок в бюджет изменять любую расходную статью лишь на 10%).

Конечно, в этом нововведении заложен огромный политический смысл. С одной стороны, оно отменяет обязательность исполнения бюджета для правительства. С другой — лишает реальных бюджетных полномочий не только Госдуму и Совет Федерации, но и президента Медведева: после ритуального подписания неважно какого бюджета реальное исполнение последнего будет определяться решениями правительства.

Однако не менее важно и то, что данное нововведение отражает полную неопределенность с бюджетом: правительство чувствует, что социально-экономическая ситуация будет ухудшаться быстрее, чем оно может себе представить. Из-за этого прогнозы будут устаревать еще до завершения их разработки, и корректировка бюджета будет поневоле осуществляться мгновенно и произвольно, а любая согласованная и сколько-нибудь продуманная работа будет запаздывать.

Успокаивающая статистика маскирует пугающее ухудшение ситуации. Так, рост ВВП по итогам первых десяти месяцев составил 7,5%, а годовой рост ожидается в 6,8—7,0%. Вроде неплохо, но это свидетельствует об ожиданиях резкого, почти двукратного торможения роста экономики в ноябре и декабре: в среднем до уровня 3,7—3,8% в месяц.

Инвестиционный рост за год замедлился почти втрое — с 19,6% в октябре 2007-го до 6,9% в октябре 2008 года.

Рост безработицы ускоряется с июля 2008 года (на 0,4%). В августе он составил 4,9%, в сентябре — 6,8%, а в октябре — уже 8,7%, хотя число безработных пока, до наступления сезона ожидаемых в январе-феврале массовых увольнений, невелика — 4,6 млн чел. (6,1% экономически активного населения).

При этом, по данным Левада-центра, треть населения имеет непогашенные кредиты. 32% из них (это 11% всего населения России) уже столкнулись с ухудшением финансового положения — с тем, что кому-то из членов их семей не выплатили зарплату, а кого-то уволили с работы.

Острую нехватку средств в реальном секторе выразило падение цен в промышленности (за октябрь и ноябрь — на 11,3%).

При этом снижение цен затронуло лишь незначительную часть производств, оказавшихся в наихудшем положении. На протяжении двух месяцев снижаются цены на топливно-энергетические ископаемые (39,8%), нефтепродукты (10,6%), продукцию металлургии (6,5%). В октябре добавилось снижение цен в добыче металлических руд на 1,8% и на кокс — на 10,3%. В остальных сферах цены не снижаются.

Несмотря на то, что в России кризис перешел в открытую форму лишь в середине сентября, то есть в последние две недели третьего квартала, финансовая статистика в полной мере отразила его начало. Совокупный финансовый результат (прибыль российских предприятий за вычетом их убытка) впервые за все время после дефолта не вырос, а сократился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 2,5%.

Новым проявлением серьезных проблем стало сокращение объема грузоперевозок, составившее в октябре 0,6%, в том числе железнодорожным транспортом — 2,5% (еще в сентябре его рост и в целом, и по железной дороге составлял 0,7%). Надо отметить, что объем грузоперевозок железнодорожным транспортом — наиболее адекватный из показателей экономической активности, не поддающийся искажениям из-за занижения инфляции. Снижение этого объема — признак затухания экономической активности, сваливания страны в депрессию.

Хаотичные метания руководства страны в сочетании с лавинообразным нарастанием кризисных явлений свидетельствуют о неспособности «вертикали власти» исполнять даже минимальные свои обязанности.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015