Июл 18, 2013
19 Просмотров
0 0

В чём значение Маркса? За что его боятся и ненавидят до сих пор?

Автор:

Ровно 195 лет назад, 5 мая 1818 года, в немецком Трире родился автор «Капитала»

«Капитал» — гимнастика для ума

— Давно ли вы раскрывали Маркса том, Михаил Геннадьевич?

— Студентом я проработал три с половиной тома «Капитала» и «сломался». Его изучение — потрясающая школа мышления, она дисциплинирует и систематизирует сознание так же, как математика, но с пониманием специфики общественных наук. Не случайно либеральные фундаменталисты бравируют своей недобросовестной учебой: понимание логики общественного развития, прививаемое «Капиталом», обеспечивает иммунитет от частичного, обрывочного мышления, которое лежит в основе современного либерализма.

Правда, ко мне понимание этого пришло с большим опозданием, в 1995 году, в ходе мучительного самолечения от либеральной чумы.

А в последние годы перечитываю работы Маркса «Гражданская война во Франции» и особенно «18 брюмера Луи Бонапарта» — для меня это образец политического анализа.

— Действительно ли учение Маркса и ныне всесильно, потому что верно и вечно?

— Мир развивается не по прогнозам Маркса. Но понять это развитие можно лишь на основе его метода. От которого он сам, кстати, порой отступал.

— Первая волна мирового кризиса показала —  капиталистическая система окончательно  рушится, как и обосновывал Маркс.

— Рушится, но не так. Один пример: неспособность акционеров крупнейших корпораций совладать с произволом топ-менеджеров — признак исчезновения частной собственности в рамках этих корпораций. Какая собственность, если вы не можете управлять своим имуществом? Да и не хотите, на деле желая быть не акционерами, а лишь пенсионерами своих корпораций?

Маркс не предвидел именно такой отмены частной собственности, но она вполне соответствует его методу.

Конец среднего класса

— Кто будет могильщиком капитализма?

— «Диктатура пролетариата» по Марксу уже была, кстати, более демократичная, чем буржуазные «демократии» ее времени. И традиционный капитализм пережил советскую цивилизацию совсем ненамного. Но нынешний кризис Марксом не описан. Он оставил нам инструмент познания нового, а не буквальное предвидение его деталей.

— Говорят, на смену капитализму придет мировой социализм, банковский, лагерный, с чипом в каждом мозгу, электронной карточкой вместо наличных денег.

— ГУЛАГ не социализм, не прикидывайтесь Новодворской. А будущее определит борьба двух тенденций. Первая — создание глобальным бизнесом новой надгосударственной «Железной пяты», которая вычеркивает из жизни, окунает в ад Сомали и Ливии целые народы и континенты, оказавшиеся «лишними» для современных сверхпроизводительных технологий, и из соображений экономии уничтожает средний класс даже в развитых странах.

Однако, опустив их в бедность, глобальный бизнес разрушит сегодняшний мир. Ибо рынок без спроса среднего класса выродится в распределение, а демократия обернется информационной диктатурой. Это падение в новые «Темные века», восстановление дорыночного устройства общества и отказ от главного завоевания эпохи Просвещения — понимания свободы личности как высшей ценности. А затем неминуемо произойдут утрата технологий и распад современной техносферы с чудовищными жертвами. Грубо говоря, после двух поколений уничтожения образования не будет инженеров ни для АЭС, ни для канализации мегаполисов.

Другая возможность — формирование технологического социализма, нацеленного не на наживу, а на нормальную жизнь и потому сохраняющего цивилизацию. Сегодня у него нет влиятельных творцов, пока это утопия. Но с оздоровлением Российского государства именно развитие технологий как инструмента сохранения гуманизма сделает нашу страну жизненно необходимой для всего человечества.

 
 

Духовный материализм

— Россию Маркс не любил, скажем честно. Но что значит его учение для нас сегодня?

— Политическая ценность марксизма, разумеется, привела к его вульгаризации и искажениям. Мы, например, в массе своей забыли, что Маркс видел смысл жизни в торжестве не физического труда, а творческого самовыражения, которое со временем должно было стать главной производительной силой. Мы просто не знаем, что его материализм был вполне духовен и морален. Он побаивался идеи полного равенства и считал достоинством общества будущего его разнообразие.

С сугубо практической точки зрения Маркс, хоть и недолюбливал Россию, ободряет нас, показывая: стремление к справедливости, лежащее в основе нашей культуры, исторически наиболее плодотворно и перспективно.

Но главным в Марксе видится сегодня комплексность его знания. Последний энциклопедист, он превратил политэкономию в целостную и качественно новую науку, объединив экономическую историю (основоположником которой он мимоходом стал), макроэкономику, политологию и философию.

Человечество ныне переживает глубочайшую трансформацию за всю свою историю. Чтобы понимать свой смысл и хоть отчасти управлять своим развитием, нам предстоит заново осмыслить себя. Творческое применение марксизма как метода к истории всей нашей цивилизации, с момента зарождения христианства, — ключ к лучшему из возможных будущему.

ТВ «Комсомольская правда»

SpyLOG Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Новости smi2.ru