На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Должна ли Мара Багдасарян и подобные ей сидеть в тюрьме?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997






Главная   >  Статьи и интервью

Машины, которые нас выбирают

2008.12.21 , GZT.RU , просмотров 599
Государство будет субсидировать процентные ставки по автокредитам
По прогнозу Минпромторга, в 2009 году продажи автомобилей в России упадут в полтора раза. Правительство подготовило план спасения отрасли. В отличие от американского образца, который предусматривает выделение автогигантам многомиллиардных кредитов, в российском акцент сделан на поддержание спроса на отечественную автопродукцию.

Меры, которые премьер Владимир Путин обнародовал в Набережных Челнах, можно разделить на три части. Во-первых, гражданам субсидируют часть процентной ставки по кредитам, которые будут взяты на покупку новых автомобилей в будущем году. Меры распространяются только на автомобили не дороже 350 тысяч рублей, а кредиты можно брать только в Сбербанке, ВТБ24 и Газпромбанке. Во-вторых, правительство поддержит российских автомобилестроителей ростом госзаказа, а также предоставит лизинговым компаниям допкредиты. В-третьих, Путин обещал включить все российские автопредприятия в список компаний, которые смогут заручиться госгарантией при обращении за кредитом. Бюджету план спасения российского автопрома обойдется в 223 млрд рублей.

Судьбоносное для отечественного автопрома совещание премьер-министр Владимир Путин провел в Набережных Челнах. Перед его началом он побывал на КамАЗе.

Амурские чиновники пересядут на "Волги"

Так решил губернатор Амурской области Олег Кожемяко. Он распорядился выставить свой служебный Mercedes на торги наравне с другими иномарками, принадлежащими областной администрации.
Олег Кожемяко поддержал постановление правительства о повышении таможенных ставок на зарубежные машины и введение заградительных пошлин на иномарки старше пяти лет. Губернатор надеется, что после введения заградительных пошлин иностранные компании наладят сборочное производство, в частности, в Амурской области. Для этого в области есть все необходимое: транспорт, недорогая электроэнергия, близость к другим потенциальным рынкам сбыта на Дальнем Востоке.

ОЛЬГА ГОРБУНОВА / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Глава правительства познакомился с токарем Эдельханом Хаматовым и слесарем Вызыхой Абдулганиевым. Слесарь рассказал, как хорошо на КамАЗе работалось, пока все не испортил «навалившийся мировой финансовый кризис». Владимир Путин внимательно выслушал и пригласил новых знакомых на совещание по развитию автопрома: «Пойдемте, вам будет интересно послушать».

Тольятти может спать спокойно

Правительство решило поддержать отрасль, в которой занято 1,5 млн человек, и сверху, и снизу. По словам Путина, государство частично субсидирует проценты по кредитам гражданам, решившим в следующем году купить автомобиль. Но при условии, что он будет стоить не дороже 350 тысяч рублей.

Главное - грань в 350 тысяч рублей принципиально важна. Дело в том, что АвтоВАЗ, который из-за более высокого качества иномарок и доступности автокредитов терял долю рынка, в эту категорию попадает. А иностранные автомобили, его главные конкуренты, стоят как раз чуть больше (см. таблицу). Таким образом, субсидирование ставок на покупку иностранных автомобилей, собираемых в России, коснется единиц моделей. Впрочем, из-за этого пришлось оставить без помощи разрекламированную Volga Siber, Chevrolet Niva, а также большинство продукции компании "Соллерс" (бывшая «Северсталь-Авто»), за исключением Fiat Albea.

Из-за ослабления курса рубля из списка могут исчезнуть и автомобили, находящиеся на проведенной российскими властями границе в 350 тысяч рублей (см. таблицу). Таким образом, первым в выигрыше от этих антикризисных решения оказался АвтоВАЗ.

По данным Ernst & Young, доля российских автомобилей в общем объеме продаж в последние годы неуклонно снижалась. Если в 2005 году было продано 1,4 млн автомобилей, из которых 830 тысяч были российскими (без учета иномарок российской сборки), то в 2007 году соотношение составило уже 2,4 млн на 756 тысяч автомобилей.

По докризисному прогнозу компании, в 2012 году из уже 5,2 млн автомобилей только 610 тысяч должны быть российскими. В настоящее время никто не берется точно сказать, насколько общие продажи окажутся ниже ранее прогнозируемых, однако в АвтоВАЗ наверняка займет гораздо большую долю, чем планировал.

Список банков, где можно будет получить скидку, решено ограничить системообразующими банками: Сбербанком, ВТБ и Газпромбанком. Между тем лишь Сбербанк в первой половине 2008 года входил в тройку крупнейших банков по такому показателю, как автокредитование населения. ВТБ24 ("дочка" ВТБ) замыкал первую пятерку, а Газпромбанк находился во втором десятке. Кроме того, далеко не все дилеры работают с вышеперечисленными банками, предпочитая им коммерческие организации. Те в свою очередь имеют в своей линейке продуктов беспроцентную рассрочку.

По плану кредит, который будет субсидироваться, должен быть трехлетним, а сумма компенсации не должна превышать двух третей ставки рефинансирования, устанавливаемой Центробанком.

Сейчас ставка рефинансирования равна 13%. Таким образом, правительство субсидирует около 8,6% из 16--22% годовых, по которым частные банки кредитуют желающих обзавестись новым автомобилем. В абсолютном выражении размер компенсации в расчете на одного покупателя составит 42 467 рублей.

Всего по плану правительства компенсация населению части автокредитов обойдется бюджету 2009 года в 6,37 млрд рублей. Впрочем, на практике эта сумма, скорее всего, окажется меньше. Нынешнюю высокую ставку рефинансирования Центробанк объясняет борьбой с оттоком капитала. Как только капиталы перестанут утекать с российского рынка, ЦБ ставку понизит.

Чиновников пересадят на "Волги"

Загрузить отечественных автопроизводителей планируется и за счет увеличения госзаказа. Для этого правительство выделит на следующий год дополнительно 12,5 млрд рублей для обновления парка автомобилей МВД, Минобороны, МЧС. Всего на эти цели уйдет 27,5 млрд рублей. Кроме того, 30 млрд рублей автопроизводители получат в рамках госзаказа по обновлению муниципального парка пассажирского и специального транспорта.

При этом правительство разрешит министерствам, ведомствам и муниципалитетам увеличить размер авансовых платежей с нынешних 30 до 50%, что позволит оперативно пополнить оборотные средства предприятий автопрома. Впрочем, пока пересадить чиновников с иномарок на "Волги" пообещал только губернатор Приамурья Олег Кожемяко (см. справку). А покупать автомобили иностранного производства ведомствам никто не запрещал.

Дополнительно к госзаказу ведомства смогут брать автомобили и спецтехнику в лизинг. Для этого уже в ближайшее время будут внесены изменения в закон о государственных закупках. Кроме того, государственный «Росагролизинг» из 25 млрд рублей, полученных недавно от правительства, 5 млрд рублей потратит на закупку отечественной сельскохозяйственной техники.

Антикризисной мерой можно считать и намерение властей предоставить частным лизинговым компаниям трехлетние кредиты на сумму 43 млрд рублей. Как ожидается, эти компании возьмут в 2009 году в лизинг 41,5 тысячи грузовиков, 20,3 тысячи автобусов и 3,6 тысячи легковых автомобилей.

Отечественных автопроизводителей Владимир Путин успокоил еще и заявлением о том, что большинство из них попадет в список полутора тысяч предприятий, которые смогут заручиться государственной гарантией при обращении в банки за кредитом. Дополнительно премьер пообещал руководителям отечественных автоконцернов, что госгарантией будут обеспечены и облигации крупнейших автопроизводителей, работающих в России, что также поможет в получении кредита.

Lada Kalina после Honda Accord

Чтобы успокоить волнения населения на Дальнем Востоке, связанные с повышением пошлин на импорт автомобилей (см. справку), правительство собирается пригнать туда отечественные автомобили. В частности, ОАО РЖД обнулит железнодорожный тариф на перевозку транспортных средств из центральной части страны на Дальний Восток.

По задумке правительства обнуление тарифа приведет к снижению стоимости автомобилей, собираемых в центральной части России, для жителей Дальнего Востока и заставит их отказаться от японских иномарок.

Компенсировать тарифы РЖД будет из бюджета. Впрочем, жители Дальнего Востока вряд ли останутся довольны "Калинами". По словам одного из участников рынка подержанных автомобилей, граждане скорее будут реже менять японские автомобили, чем пересаживаться на отечественные.

Даже беспрецедентное стимулирование потребительского спроса на автомобили со стороны государства не спасет отечественный авторынок от резкого торможения. Согласно расчетам Минпромторга (документ есть в распоряжении «Газеты»), в 2009 году легковых автомобилей в России будет куплено на 1,4 млн штук меньше, чем в нынешнем. На докризисный уровень согласно этому прогнозу рынок вернется лишь в 2014 году (см. график).

Снижение спроса заставит автомобилестроителей сокращать производство. В материалах к совещанию в Набережных Челнах указывается, что по пессимистичному сценарию ОАО АвтоВАЗ может сократить на 40% персонала (примерно от 105 тысяч сотрудников), ОАО КамАЗ - 49% (от 72 тысяч), ООО «УК Группа ГАЗ» - 50% (от 100 тысяч), ОАО «Соллерс» (бывшая «Северсталь-Авто») - 40% (от 30 тысяч человек). По оптимистичному - в среднем на 10%.

Автомобили, производимые в России

МаркаСтоимость в базовой комплектации, тысяч рублей
Lada Kalina245,2
Lada Priora272,8
Renault Logan277,3
Hyundai Accent299
Skoda Fabia 309
Fiat Albea339
ГАЗ 31105263
Нива -Chevrolet380
Ford Focus352
Chevrolet Lacetti 370
Chevrolet Captivа800
Opel Antara897
Волга Siber487
УАЗ Патриот415
Hyundai Sonata527
Hyundai Santa Fe Classic655
Hyundai Elantra XD449
Skoda Octavia Tour395
Toyota Camry790
Volkswagen Touran 690
Volkswagen Passat650
SsangYong Rexton940
Actyon799
Kyron784

Источник: "Газета" на основании данных автопроизводителей

Сколько можно будет сэкономить на покупке автомобиля в следующем году

 2009 год2010 год2011 год
Тело кредита, тысяч рублей245,000* 163,30081,667
Сумма процентов по кредиту по учетной ставке ЦБ, тысяч рублей**31,85021,23310,617
Размер компенсации (исходя из 2/3 ставки ЦБ), тысяч рублей21,23314,1567,078
Итоговая сумма компенсации за три года, тысяч рублей42,467

*Тело кредита получается исходя из максимальной стоимости автомобиля в 350 тысяч рублей минус предоплата в размере 30% (105 тысяч рублей)
**В своих расчетах Минпромторг исходит из ставки рефинансирования ЦБ на ближайшие три года в размере 13%
Источник: Минпромторг

КАК ИЗМЕНИЛСЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ?

ВИКТОР ПОХМЕЛКИН, председатель Движения автомобилистов России
Он распался на две части. Первая - это старый советский, сохранившийся еще с доперестроечных времен автопром. Как он не был "заточен" на потребителя, так и остается вещью в себе, поэтому спрос на его изделия неуклонно падает. Вторая часть - это предприятия с иностранными инвестициями, которые созданы на территории России, и именно они перспективны. Они вписываются в рыночную экономику, и характер неуклонно растущего спроса это как раз и показывает.

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВ, член Совета федерации от законодательного собрания Республики Карелия, начальник Главного управления ГАИ в 1990--2003 годах
Пока не очень-то изменился. Но к российскому автопрому (так говорит и наш премьер) надо причислять еще и те заводы на нашей территории, где производятся автомобили известных иностранных марок. Кстати, кто нам раньше ставил тот же "ГАЗ"? Именно Ford. "ВАЗ" - это от Fiat, а «Москвич» - это, извините, Opel. Как такового у нас оригинального автопрома никогда и не было. Но раз эти автомобили производятся на нашей земле нашими людьми, значит, это наш автопром.
К сожалению, если говорить о традиционном советском автопроме, мы не видим принципиально новых моделей. Как застыли «Жигули» на «десятке», так дальше никуда не идут. Мы десятилетиями выпускали одни и те же модели, и это всегда было бедой. Без привлечения иностранных технологий ничего не выйдет.
А еще меня смущает, что все заводы, включая новые, кучкуются в Европейской части России. Давно пора охватить и Сибирь, и Дальний Восток, тем более что там достаточно мощностей бывших оборонок и специалистов.

ВАЛЕРИЙ ТАРАКАНОВ, директор по маркетингу ОАО "Соллерс" ("УАЗ", Fiat, SsangYong, Isuzu)
Первый тревожный звонок раздался еще в августе, когда продажи легковых автомобилей упали аж на 12% по сравнению с июлем. Но тогда практически все списали это на сезонный фактор, не теряя надежды на традиционный рост спроса в четвертом квартале. А дальше началось то, чего в таких масштабах не предвидел никто: финансовый кризис привел к резкому взлету ставок по автокредитованию, у потребителей появилась неуверенность в стабильности своих будущих доходов, и в результате, начиная с сентября, дилеры стали стремительно терять покупателей - тех, кто до кризиса составлял около половины всех клиентов и приобретал автомобили в кредит.
Дальше - хуже: начались проблемы с оборотным капиталом у самих дилеров, т.к. банки не только взвинтили ставки, но и стали отказывать в выдаче кредита под залог автомобилей на складе, требуя более ликвидного обеспечения, например, недвижимостью или землей.
Эта цепная реакция быстро добралась до автопроизводителей и импортеров, у которых как снежный ком стала расти дебиторская задолженность, т.к. дилеры перестали выкупать автомобили. Автобизнес погрузился в кризис.
Положение усугубляется еще и тем, что под самый урожайный четвертый квартал, на который обычно приходилось около 30% годового объема сбыта, дистрибьюторы запланировали большие производственные заказы, но упавший спрос вряд ли позволит реализовать более 22%, т.к. рынок в 2008 году недосчитается 300 тысяч новых автомобилей. В результате к концу года на складах останутся огромные сверхнормативные запасы, и рефинансировать этот замороженный капитал сейчас можно только под высокие проценты.
В более тяжелом положении, чем дилеры, оказываются автопроизводители, для которых прекращение новых заказов и резкое замедление оборота денег означает остановку их заводов и многочисленных предприятий-поставщиков. Последние решения правительства дают нам дополнительную надежду на то, что кризис мы преодолеем.

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации
С одной стороны, стало производиться довольно много автомобилей отверточной сборки, причем лучших, чем раньше по критериям цена-качество. Это, конечно, не западные машины (Ford, собранный под Санкт-Петербургом, и родной Ford - это две большие разницы), но их уже без натяжки можно назвать автомобилем, а не "изделием".
Я знаю людей, которые ездят на автомобилях нового модельного ряда «АвтоВАЗа» и даже не огорчаются. То есть в целом качество выросло.
С другой стороны, автопром - это по-прежнему неконкурентоспособная отрасль. При этом отверточная сборка нанесла удар по промышленности комплектующих. А ведь степень использования российских комплектующих растет очень незначительно, поэтому и без всякого кризиса, но из-за массового развертывания отверточной сборки 1 млн человек в перспективе у нас могут потерять работу.
Но самое главное, что руководство российского автопрома не проявило понимания того, что на дворе вообще-то рынок, а государство не объяснило, что протекционизм предоставляется не просто так, а на время и для конкретной технологической модернизации

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015