На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ОТРЫЖКА 90-Х ГРОЗИТ РОССИЙСКОМУ ШЕЛЬФУ

2012.12.10 , просмотров 643

1

         Головокружение от сланцевых иллюзий проходит. Паника по поводу того, что сланцевые газ и тем более сланцевая нефть похоронят не только альтернативную энергетику, но и шельфовую добычу в северных морях осталась уделом профессиональных дилетантов и пиарщиков.

         Российское руководство после некоторой паузы вернулось к предметному разговору об освоении нефтяных месторождений шельфов.

         Это естественно: «легкая» нефть огромных месторождений, освоенных Советской властью, заканчивается, - а «трудная» нефть материка с учетом привходящих обстоятельств оказывается порой заметно дороже шельфовой. Министр энергетики Новак высказал мнение, что к 2030 году более четверти нефти Россия будет добывать на шельфах, прежде всего – за Полярным кругом (месторождения Охотского моря еще менее доступны). А по оценкам американских специалистов, в российском арктическом шельфе содержится свыше 20% неразведанных мировых запасов нефти и газа.

         Ключевую роль в освоении шельфа должны играть государственные, а не частные и тем более не иностранные компании.

         Прежде всего, это вызвано стратегическими причинами: шельф – последняя кладовая России, и отдавать его на откуп и под контроль иностранному бизнесу, который ориентируется на интересы, в лучшем случае не связанные с нашей страной, опасно. Пропагандисты идей «равного доступа» тактично умалчивают об их применении в основном к странам «третьего мира», - и о том, что все большее число даже последних предпочитает оставлять сверхприбыли от нефтедобычи у себя, а не дарить их новым колонизаторам. О допуске же российских добывающих компаний к ресурсам развитых стран, - будь то США, Великобритания или Норвегия, - нет и речи.

         Частные же компании относятся к России во многом номинально; по оценкам, основная часть крупного бизнеса зарегистрирована в оффшорных зонах, а если и остается в нашей стране – может в любой момент сменить «прописку». Причины общеизвестны и печальны, но не меняют сути дела: крупный частный бизнес России, по сути, не имеет принципиальных отличий от иностранного, - и потому должен допускаться в стратегические сферы, по крайней мере, новые, лишь с осторожностью.

         Помимо политических, в пользу госкомпаний на шельфе говорят и сугубо коммерческие соображения. Прежде всего, это разный уровень надежности: для частной компании дорогостоящая ошибка (цена которой при разработке шельфовых проектов может достигать сотен миллионов долларов) может оказаться фатальной и привести к дезорганизующей экономику банкротству. У государственных же компаний в силу как большего масштаба деятельности, так и неформального присутствия за их плечами государства (готового подстраховать, пусть и вынужденно) этот риск значительно слабее.

         Поэтому частные компании при работе в сложных условиях или над крупными проектами вынуждены создавать страховочные механизмы, которые удорожают проект и делают его менее эффективным. В частности, они боятся участвовать в подобные проектах без гарантий государства. Государственные же компании этого обременения лишены.

         В силу изложенного государство еще в 2008 году отказалось от привлечения на шельф частных и тем более иностранных компаний и отдало эту сферу «Газпрому» и «Роснефти».

         Но уже в этом году, когда бюрократический процесс подготовки исключительно перспективных с экономической точки зрения проектов уже вроде бы вышел на финишную прямую, либеральное правительство Медведева буквально в последний момент, похоже, нажало на тормоз. Причем так, что это вынудило вмешаться президента Путина, который еще в середине октября раскритиковал правительство за затягивание выдачи «Газпрому» и «Роснефти» лицензий на разработку шельфовых месторождений и поручил ему исправиться в кратчайшие сроки.

         После этого бюрократическое шевеление активизировалось, но воз и ныне там: «Роснефть» получила лишь 2 из «своих» 14 участков, а судьба остальных будет решаться в середине декабря, - через два месяца после президентских поручений, - на совещании у Медведева.

         Возникает впечатление, что правительство Медведева не только не развивает шельфовые проекты, но и, по сути, тормозит их, не выдавая вовремя лицензии и тормозя многомиллиардные контракты. Причина торможения вполне прозрачна: протаскивание интересов частных компаний, заинтересованных в лакомых проектах освоения шельфа. А продвижение частных интересов, помимо вполне вероятных обычных лоббистских мотивов, вызвано прежде всего либеральной идеологией, с религиозной категоричностью требующей минимизации участия государства в экономике любой ценой. Недаром ключевым элементом системы продвижения частных интересов вопреки государственным является, насколько можно судить, вице-премьер Дворкович. Тот самый, который недавно вполне официально провозгласил обязанность Россия платить за финансовую стабильность США.

         Затянувшаяся либеральная отрыжка 90-х может, похоже, обернуться потерей Россией части шельфовых богатств; к потере времени она уже привела.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015