На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Какое событие вы считаете главным в 2016 году?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997






Главная   >  Статьи и интервью

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ОТРЫЖКА 90-Х ГРОЗИТ РОССИЙСКОМУ ШЕЛЬФУ

2012.12.10 , просмотров 528

1

         Головокружение от сланцевых иллюзий проходит. Паника по поводу того, что сланцевые газ и тем более сланцевая нефть похоронят не только альтернативную энергетику, но и шельфовую добычу в северных морях осталась уделом профессиональных дилетантов и пиарщиков.

         Российское руководство после некоторой паузы вернулось к предметному разговору об освоении нефтяных месторождений шельфов.

         Это естественно: «легкая» нефть огромных месторождений, освоенных Советской властью, заканчивается, - а «трудная» нефть материка с учетом привходящих обстоятельств оказывается порой заметно дороже шельфовой. Министр энергетики Новак высказал мнение, что к 2030 году более четверти нефти Россия будет добывать на шельфах, прежде всего – за Полярным кругом (месторождения Охотского моря еще менее доступны). А по оценкам американских специалистов, в российском арктическом шельфе содержится свыше 20% неразведанных мировых запасов нефти и газа.

         Ключевую роль в освоении шельфа должны играть государственные, а не частные и тем более не иностранные компании.

         Прежде всего, это вызвано стратегическими причинами: шельф – последняя кладовая России, и отдавать его на откуп и под контроль иностранному бизнесу, который ориентируется на интересы, в лучшем случае не связанные с нашей страной, опасно. Пропагандисты идей «равного доступа» тактично умалчивают об их применении в основном к странам «третьего мира», - и о том, что все большее число даже последних предпочитает оставлять сверхприбыли от нефтедобычи у себя, а не дарить их новым колонизаторам. О допуске же российских добывающих компаний к ресурсам развитых стран, - будь то США, Великобритания или Норвегия, - нет и речи.

         Частные же компании относятся к России во многом номинально; по оценкам, основная часть крупного бизнеса зарегистрирована в оффшорных зонах, а если и остается в нашей стране – может в любой момент сменить «прописку». Причины общеизвестны и печальны, но не меняют сути дела: крупный частный бизнес России, по сути, не имеет принципиальных отличий от иностранного, - и потому должен допускаться в стратегические сферы, по крайней мере, новые, лишь с осторожностью.

         Помимо политических, в пользу госкомпаний на шельфе говорят и сугубо коммерческие соображения. Прежде всего, это разный уровень надежности: для частной компании дорогостоящая ошибка (цена которой при разработке шельфовых проектов может достигать сотен миллионов долларов) может оказаться фатальной и привести к дезорганизующей экономику банкротству. У государственных же компаний в силу как большего масштаба деятельности, так и неформального присутствия за их плечами государства (готового подстраховать, пусть и вынужденно) этот риск значительно слабее.

         Поэтому частные компании при работе в сложных условиях или над крупными проектами вынуждены создавать страховочные механизмы, которые удорожают проект и делают его менее эффективным. В частности, они боятся участвовать в подобные проектах без гарантий государства. Государственные же компании этого обременения лишены.

         В силу изложенного государство еще в 2008 году отказалось от привлечения на шельф частных и тем более иностранных компаний и отдало эту сферу «Газпрому» и «Роснефти».

         Но уже в этом году, когда бюрократический процесс подготовки исключительно перспективных с экономической точки зрения проектов уже вроде бы вышел на финишную прямую, либеральное правительство Медведева буквально в последний момент, похоже, нажало на тормоз. Причем так, что это вынудило вмешаться президента Путина, который еще в середине октября раскритиковал правительство за затягивание выдачи «Газпрому» и «Роснефти» лицензий на разработку шельфовых месторождений и поручил ему исправиться в кратчайшие сроки.

         После этого бюрократическое шевеление активизировалось, но воз и ныне там: «Роснефть» получила лишь 2 из «своих» 14 участков, а судьба остальных будет решаться в середине декабря, - через два месяца после президентских поручений, - на совещании у Медведева.

         Возникает впечатление, что правительство Медведева не только не развивает шельфовые проекты, но и, по сути, тормозит их, не выдавая вовремя лицензии и тормозя многомиллиардные контракты. Причина торможения вполне прозрачна: протаскивание интересов частных компаний, заинтересованных в лакомых проектах освоения шельфа. А продвижение частных интересов, помимо вполне вероятных обычных лоббистских мотивов, вызвано прежде всего либеральной идеологией, с религиозной категоричностью требующей минимизации участия государства в экономике любой ценой. Недаром ключевым элементом системы продвижения частных интересов вопреки государственным является, насколько можно судить, вице-премьер Дворкович. Тот самый, который недавно вполне официально провозгласил обязанность Россия платить за финансовую стабильность США.

         Затянувшаяся либеральная отрыжка 90-х может, похоже, обернуться потерей Россией части шельфовых богатств; к потере времени она уже привела.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015