На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Как сделать из «полицаев» нормальных милиционеров

2012.12.10 , "Свободная пресса" , просмотров 859

реформа мвд опасно затормозилась

Оздоровление МВД продолжается, хотя в созданной в нашей стране системе оно и производит впечатление противоестественного процесса. Поэтому он, даже если коррумпированной бюрократии не удастся остановить его совсем, скорее всего, затянется.

Устранение скомпрометировавших себя руководителей, выявление и расследование преступлений бесчисленных «оборотней в погонах», скандалы вроде увольнения всех сотрудников московского ОВД «Хорошево-Мневники» будут длиться еще долго. А уж словосочетание «сотрудник ГИБДД» тем более долго будет восприниматься миллионами людей, как синоним понятия «вымогатель».

Тем не менее, перемены в деятельности МВД очевидны, и идти на поводу у людей, ненависть которых к «правоохранителям» вызвана их профессиональной криминальной деятельностью, по меньшей мере, недальновидно. Самый плохой порядок лучше самого хорошего хаоса.

Проект реформирования МВД (так называемая «Дорожная карта») демонстрирует искреннее стремление нового руководства поставить это ведомство на службу обществу. Несмотря на понятную ведомственную ограниченность (так, среди целей реформы даже не упомянуты искоренение преступности и обеспечение безопасности народа) и жестокую борьбу, приведшую к выхолащиванию многих важных положений, это стремление бесспорно и вызывает надежды.

Руководство МВД признало очевидное – катастрофический провал нургалиевской реформы. По сути, гражданам России предстоит вернуть отобранное у них право на защиту от преступников. Но сделать это будет непросто – и не столько в силу наличия в МВД значительного слоя лиц, без обиняков именуемых в официальном документе «предателями», сколько в силу изуродованной структуры самого МВД, в котором резкое сокращение числа сотрудников, непосредственно борющихся с преступностью, было с лихвой компенсировано чудовищным и бессмысленным раздуванием штатов разнообразного «начальства».

Понимание важности этих проблем, демонстрируемое в официальных документах, вселяет надежду на возможность их решения. Хотя не стоит забывать, что меры этого решения (вероятно, из-за жестокого сопротивления криминально ориентированных структур) не всегда удалось однозначно прописать даже в проекте «Дорожной карты» самого МВД. Разрекламированные же намерения министерства активно бороться с «клеветой» (вполне обоснованные как по-человечески, так и с управленческой точки зрения) с учетом состояния российских судов теоретически могут привести к осуждению даже самих авторов проекта «Дорожной карты».

Многие ее бесспорные положения, – вроде превращения общественных советов при органах внутренних дел в инструмент контроля и участников аттестаций, тесной работы с бизнес-сообществом, применения при аттестациях сотрудников современных технических средств вместо допотопных «полиграфов», - пока не воплощены в жизнь.

Некоторые вызывают сомнения – вроде использования волонтеров-психологов для исполнения служебных, по сути дела, обязанностей сотрудников МВД и проекта «Электронный городовой», отличие которого от обычной «тревожной кнопки» (помимо, вероятно, больших государственных расходов) даже не раскрывается.

Некоторые новации просто опасны – вроде воплощения в проекте «Дорожной карты» под видом помощников участковых («муниципальных инспекторов охраны порядка») концепции «муниципальной милиции», регулярно протаскиваемой либералами с самого начала 90-х годов.

Нищета большинства муниципалитетов не даст им содержать своего участкового, а специфика части местного самоуправления (заметная не только в Кущевке, но и в ближнем Подмосковье) может привести на работу в качестве «инспекторов по охране порядка» откровенных бандитов.

Поскольку по численности сотрудников МВД на душу населения Россия занимает третье место в мире (уступая Белоруссии и Брунею и в 3,5 раза превосходя США), нормализация структуры ведомства, предусмотренная самой же «Дорожной картой», должна высвободить ресурсы, вполне достаточные для продуктивной работы «на земле». Даже с учетом необходимого восстановления специализированных структур по борьбе с организованной преступностью, которые вскоре после серии весьма болезненных для криминалитета успехов были переориентированы президентом Медведевым на борьбу с «экстремизмом», то есть в основном с политической оппозицией.

Проект «Дорожной карты» ориентирован на защиту добросовестных сотрудников органов внутренних дел от произвола руководителей. Для этого предполагается привлекать членов общественных советов, ужесточать ответственность руководителей «за противоправные действия в отношении подчиненных» и сопровождать признание незаконности действий руководителя его обязательной дисциплинарной ответственностью. Последнее равнозначно признанию того, что руководитель-полицейский, нарушающий закон в отношении подчиненных, сейчас может не опасаться даже дисциплинарной ответственности, - но кто этого не знает?

В целом реформа МВД опасно затормозилась.

Необходимый этап очищения от разложившейся части руководства, похоже, затягивается, тормозя осуществление наиболее важных, структурных и процессуальных изменений, предусмотренных «Дорожной картой». И это главная опасность, грозящая новому руководству МВД: без надежного устранения всего комплекса предпосылок вырождения ведомства, призванного бороться с преступностью, его оздоровление может быть лишь фрагментарным и временным.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015