На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Больше чиновников – меньше дорог

2007.12.14 , ИД "Трибуна" , просмотров 340
Долгие годы российская экономика росла, восстанавливаясь после катастрофы либеральных реформ. При этом использовались старые цеха, еще уцелевшее оборудование, заброшенная инфраструктура, а часто даже сохранившие некоторые навыки работники. Однако сегодня уже очевидно: восстановительный рост закончен практически везде. Наследие СССР либо использовано полностью, либо пришло в негодность – настало время развиваться не «на готовеньком», а самостоятельно создавая себе базу для развития.

А это требует качественно больше инвестиций, чем еще несколько лет назад, – в том числе в модернизацию инфраструктуры: энергосистемы, железных и автомобильных дорог, речных и морских портов, аэропортов, ЖКХ и связи.

Количество компаний, имеющих финансовые резервы для осуществления необходимых инвестиций хотя бы для их собственного развития, ограничено, а внешние займы резко сократились из-за ухудшения глобальной экономической ситуации (в частности из-за ипотечного кризиса в США). Это создает объективную потребность для госинвестиций, необходимых хотя бы для поддержания условий ведения бизнеса, в первую очередь – в электроэнергетику и автодороги. Но сейчас, когда государство не имеет инструментов ни для отбора и разработки проектов, ни для контроля использования средств, такая потребность грозит массовым разворовыванием денег.

Реально осуществляемые (а не пропагандируемые) реформы не позволяют модернизировать инфраструктуру. Так, реформа электроэнергетики дробит единый технологический комплекс и повышает ограничения по доступу к электроэнергии, с которыми сталкивается уже до 80% новых потребителей. Cегодня в ряде регионов России невозможность подключиться к электросетям стала основным ограничителем деловой активности.

При этом ввод энергетических мощностей в строй заведомо недостаточен. В 2000 году он составил 0,6 гВт, в 2001 – 1,9, в 2002 – 0,9, в 2003 – 2,0, в 2004 – 2,2, в 2005 – 1,9, в 2006 – 1,4 гВт, и переломить эту тенденцию обещали только в 2007 году, когда ввод должен составить 2,5 гВт. Потребление же за это время выросло с 864 до 1001 млрд. кВт/ч и будет расти дальше, а дефицит электроэнергии в ближайшие два года станет всеобъемлющим.

Ввод автодорог и вовсе сократился в начале века втрое и сейчас стагнирует. Так, в 2000 году он, по данным Минэкономразвития, составил 6,6 тыс. км (рекорд после 1997–1999 годов, но меньше, чем до 1995 года, когда строительство автодорог продолжалось во многом по советской инерции), в 2001 – 4,5, в 2002 – 4,0, в 2003 – 2,8 и в 2004 – 2,2 тыс. км. После этого начался крайне медленный его рост – до 2,3 тыс. км в 2005, 2,4 – в 2006 и ожидающихся в 2007 году 2,5 тыс. км (и то это вызывает сомнения, так как уж больно равномерен этот рост). Из-за износа автодорог с 2004 года их выбытие превышает ввод в действие, и их общая протяженность за это время сократилась. При этом грузооборот автомобильного транспорта (без пассажирооборота!) вырос со 100 млрд. тонно-километров в 2000 году до 131 млрд., ожидающегося в 2007 году. Если государство не предпримет срочных мер по увеличению ввода в эксплуатацию новых дорог, транспортная сеть станет очередным ограничителем экономического развития.

Характерно, что начало сокращения общей протяженности российских автодорог примерно совпало с началом резкого роста численности чиновников и их оплаты. Вот уж, действительно, «дураки и дороги»…

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015