На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Вы за или против передачи Исаакиевского собора РПЦ?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Больше чиновников – меньше дорог

2007.12.14 , ИД "Трибуна" , просмотров 317
Долгие годы российская экономика росла, восстанавливаясь после катастрофы либеральных реформ. При этом использовались старые цеха, еще уцелевшее оборудование, заброшенная инфраструктура, а часто даже сохранившие некоторые навыки работники. Однако сегодня уже очевидно: восстановительный рост закончен практически везде. Наследие СССР либо использовано полностью, либо пришло в негодность – настало время развиваться не «на готовеньком», а самостоятельно создавая себе базу для развития.

А это требует качественно больше инвестиций, чем еще несколько лет назад, – в том числе в модернизацию инфраструктуры: энергосистемы, железных и автомобильных дорог, речных и морских портов, аэропортов, ЖКХ и связи.

Количество компаний, имеющих финансовые резервы для осуществления необходимых инвестиций хотя бы для их собственного развития, ограничено, а внешние займы резко сократились из-за ухудшения глобальной экономической ситуации (в частности из-за ипотечного кризиса в США). Это создает объективную потребность для госинвестиций, необходимых хотя бы для поддержания условий ведения бизнеса, в первую очередь – в электроэнергетику и автодороги. Но сейчас, когда государство не имеет инструментов ни для отбора и разработки проектов, ни для контроля использования средств, такая потребность грозит массовым разворовыванием денег.

Реально осуществляемые (а не пропагандируемые) реформы не позволяют модернизировать инфраструктуру. Так, реформа электроэнергетики дробит единый технологический комплекс и повышает ограничения по доступу к электроэнергии, с которыми сталкивается уже до 80% новых потребителей. Cегодня в ряде регионов России невозможность подключиться к электросетям стала основным ограничителем деловой активности.

При этом ввод энергетических мощностей в строй заведомо недостаточен. В 2000 году он составил 0,6 гВт, в 2001 – 1,9, в 2002 – 0,9, в 2003 – 2,0, в 2004 – 2,2, в 2005 – 1,9, в 2006 – 1,4 гВт, и переломить эту тенденцию обещали только в 2007 году, когда ввод должен составить 2,5 гВт. Потребление же за это время выросло с 864 до 1001 млрд. кВт/ч и будет расти дальше, а дефицит электроэнергии в ближайшие два года станет всеобъемлющим.

Ввод автодорог и вовсе сократился в начале века втрое и сейчас стагнирует. Так, в 2000 году он, по данным Минэкономразвития, составил 6,6 тыс. км (рекорд после 1997–1999 годов, но меньше, чем до 1995 года, когда строительство автодорог продолжалось во многом по советской инерции), в 2001 – 4,5, в 2002 – 4,0, в 2003 – 2,8 и в 2004 – 2,2 тыс. км. После этого начался крайне медленный его рост – до 2,3 тыс. км в 2005, 2,4 – в 2006 и ожидающихся в 2007 году 2,5 тыс. км (и то это вызывает сомнения, так как уж больно равномерен этот рост). Из-за износа автодорог с 2004 года их выбытие превышает ввод в действие, и их общая протяженность за это время сократилась. При этом грузооборот автомобильного транспорта (без пассажирооборота!) вырос со 100 млрд. тонно-километров в 2000 году до 131 млрд., ожидающегося в 2007 году. Если государство не предпримет срочных мер по увеличению ввода в эксплуатацию новых дорог, транспортная сеть станет очередным ограничителем экономического развития.

Характерно, что начало сокращения общей протяженности российских автодорог примерно совпало с началом резкого роста численности чиновников и их оплаты. Вот уж, действительно, «дураки и дороги»…

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015