На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Что, по-Вашему, неприемлемо для Facebook во фразе "Проблема либералов в том, что год Обезьяны закончился" (за это я был забанен на 30 дней, на неоднократную просьбу разъяснить, в чем конкретно состояло нарушение, Facebook не отреагировал)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997







Главная   >  Статьи и интервью

Чиновников — в Америку

1999.11.16 , "Власть" , просмотров 550
Сегодняшний момент благоприятен для реформы государственного аппарата. Его разложение зашло достаточно далеко, и как общество, так и крупные корпорации осознали необходимость перемен.
       Надо убедить общество, что улучшение системы управления — не только самостоятельная, но и наиболее выгодная и важная сфера деятельности. Это именно та сфера, где низкие краткосрочные затраты приносят большой и долгосрочный результат.
       Мировой опыт показывает, что совершенствование системы госуправления — постоянный процесс даже для самого эффективного государства. Этот процесс требует от него постоянных усилий и, соответственно, создания постоянно действующих структур. Так работает в США Совет национальной безопасности, консультативный орган, объединяющий откомандированных в него представителей различных ведомств. Так же работают там и другие межведомственные органы, в том числе и комиссия по реформе государства. Фактически это постоянные совещания.
       Первый шаг — провозглашение стратегической инициативы в сфере оздоровления управления. При новом президенте или премьере должна быть создана постоянная комиссия по совершенствованию госуправления.
       Задача комиссии — разработать положения, четко определяющие, зачем то или иное ведомство нужно обществу. У американцев это называется почти религиозно — "миссия". Соответственно, "миссии" ведомства нужно будет разработать и формализуемые критерии оценки его деятельности.
       Должны быть созданы унифицированные должностные инструкции, определяющие, кто, на каком уровне, какими должен обладать качествами и какое может принять самостоятельное решение.
       Комиссия должна организовать интенсивную стажировку за границей перспективных чиновников — молодых, на должности не ниже заместителя начальника управления министерства. Их задача — заимствовать не конкретные приемы, в России заведомо неэффективные, а методологию развития госуправления. Учить их надо в США, где реформа государства наиболее масштабна и идет практически постоянно, а также в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, где она достигла наиболее значимых результатов.
       Наконец, комиссия должна будет разработать и реализовать закон, подобный законам США о документообороте и "О деятельности правительства и ее результатах". Первый — предмет моей лютой зависти: он принес США экономию в $2,5 млрд в год!
       
       Структуру правительства нужно упрощать — объединять ведомства и делать их равными по статусу. Идеал — США, где есть президент с небольшим аппаратом, 14 департаментов (по-нашему — министерств) и агентства, создающиеся под конкретные задачи.
       Принцип реорганизации министерств и ведомств следующий: выделить перспективные органы госуправления, которые носят функциональный характер, а остальные включать в их состав с резким сокращением.
       Прежде всего следует расформировать отраслевые ведомства, по старинке претендующие на управление предприятиями. Их прогнозно-аналитические структуры надо включать в Минэкономики, а остальное трансформировать в холдинги, управляющие госпакетами акций в их отраслях. Мингосимущество будет держателем госпакетов акций, осуществляющим контроль за этими холдингами (в том числе за Центробанком) по формализованным нормативам, в случае неисполнения которых следует ставить вопрос о приватизации.
       Эта реформа позволит не только кардинально упростить структуру правительства, но и перейти от отраслевого к функциональному принципу управления.
       Для нормализации управления бюджетом необходимо прямое подчинение Минфину органов, обеспечивающих доходы государства, включая Министерство по налогам и сборам и таможню. Внебюджетные фонды консолидировать в бюджет, а их аппараты — в Минфин.
       Разумно выделить из Центробанка в правительство структуры, осуществляющие несвойственные Центробанку функции надзора, лицензирования и ликвидации кредитных организаций.
       Госкомстату надо придать аналитические функции, включив в него аналитические структуры правительства. Сегодня статистика и ее анализ оторваны друг от друга, из-за чего многие "аналитики" не знают, как считаются и что значат используемые ими показатели.
       Надо установить предельную долю расходов на административные нужды в расходах региональных и муниципальных бюджетов, при превышении которой они теряют финансовую поддержку.
       И наконец, для борьбы с коррупцией надо установить, что внесение чиновником проекта нормативного акта, противоречащего действующим правовым актам и не содержащего указаний на это противоречие, ведет к предупреждению о неполном служебном соответствии, а при повторении — к обязательному увольнению.
       
       Нужно разработать и реализовать закон, подобный закону США о документообороте, который принес Америке экономию в $2,5 млрд в год
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015