На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Денег нет. Все ушли на фронт

2004.09.29 , ИД "МК" , просмотров 506

Главная привилегия, которую дает депутатский мандат, — поучаствовать в дележке казенных денег. И сегодня в Госдуме намерены заняться именно этим: бюджет-2005 выносится на первое чтение.

Как и прежде, ставка делается на жесткую экономию. Все сверхдоходы от нефти, как и раньше, будут откладываться “на черный день” — лишь бы на людей не тратить. Промышленность, сельское хозяйство и социалка со всеми своими пенсионерами и инвалидами получат из казны ровно столько, чтобы не помереть с голоду. Солидная финансовая прибавка — благо деньги в казне есть — ждет только военных и сотрудников спецслужб. Которые, по разумению финансовых властей, тут же начнут защищать нас от террористов.


— Впрочем, финансирование спецслужб за последнюю пятилетку выросло ровно в пять раз, — отмечает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН. — А жить от этого спокойнее не стало. И с такой финансовой политикой — не станет. Потому что, неразумно тратя деньги, государство само создает почву для терроризма.

— Михаил Геннадьевич, правительство уверяло нас, что с нового года они начнут планировать свои расходы по-новому. Деньги будут выделяться под конкретные задачи, а не под чиновников.

— Пока все это слова. Ни одной программы так никто и не увидел, а переход на новое бюджетное планирование плавно передвинули на 2006 год.

— В распределении госфинансов по большому счету ничего не изменилось?

— Сопоставления не вполне корректны. Даже глядя на подробное постатейное разбиение расходов, невозможно сравнить предстоящие траты с расходами в прошлые годы. Статья “Государственные расходы” включает, к примеру, одновременное финансовое обеспечение законодательных и исполнительных органов власти, международные расходы и содержание судебной системы. Тем не менее объединение этих видов государственной деятельности в одном месте можно понять. Однако с какого боку в эту же статью попали “фундаментальные исследования”, то есть большая наука? И таких примеров в бюджете-2005 — масса. Так все перепутали, что снизилась прозрачность.

— И все же, чем бюджет-2005 отличается от своих предшественников?

— Бюджет-2005 повторяет все недостатки нынешнего. В основе этого документа, как и прежде, лежит абсолютно странный прогноз экономического развития страны, который не имеет ничего общего с действительностью. Традиционно доходы занижены, а значит, занижены и возможные расходы. Можно зафиксировать в бюджете любую инфляцию (в бюджете-2005 записано, что цены вырастут максимум на 8%). Но достичь таких показателей в реальности не получится. А если инфляция на конец года окажется выше — это будет означать, что казна получит дополнительные инфляционные доходы. Цена барреля нефти обозначена в 28 долларов — при этом все сходятся во мнении, что на самом деле будет не ниже 32. Для примера: сейчас она стабильно выше 45 долларов за баррель. Значит, то, что делает правительство, — это не прогноз, а произвольное гадание.

— Но жить все-таки надо, особенно тем, кто рассчитывает на государственные выплаты. Что ждет их?

— В будущем бюджете денег намного больше, чем раньше. Расходы увеличиваются, но прежде всего на нужды ФСБ, МВД и МО. А денег на профилактику наркомании и поддержку одаренных детей выделяют все меньше и меньше.

Когда заменяли натуральные льготы денежными выплатами, правительство гордо отрапортовало: с будущего года нагрузка на бюджет по этим направлением достигнет 180 млрд. рублей против 27 млрд. рублей в этом году. То есть денег людям пойдет больше. В реальности же с учетом инфляции расходы на соцполитику сократились на 1,5% по сравнению с 2004 годом. Более чем на 6% уменьшили расходы на образование. Сократились расходы на ЖКХ — на 28%. Впрочем, уменьшение господдержки коммунального хозяйства не столь существенно: из госказны на это денег мало выделялось всегда. Тем не менее это знаковое явление. Потому что резко возросла доля расходов на оборону и безопасность. Это наглядно показывает, кто в стране хозяин. И на кого ориентируется государство. Если сравнить расходы на оборону пять лет назад и сейчас, получится, что содержание армии подорожало почти в пять раз. МВД и ФСБ — почти в четыре раза. Если раньше можно было говорить о том, что силовые структуры недофинансированы, сейчас — нет. При этом никаких особых успехов в области повышения защищенности граждан нет. Сегодня террористы гуляют по стране более свободно, чем в 2000 году.

— Бюджетная политика не имеет отношения к заявлением президента о приоритетной для страны борьбе с бедностью?

— Невозможно бороться с бедностью, снижая удельный вес социальных расходов. Так же, как невозможно удваивать ВВП, не увеличивая расходы государства на экономику. Когда раньше заходила речь о модернизации экономики, говорили: нет денег. Сейчас казна полна. Есть стабилизационный фонд ($29 млрд.), золотовалютный резерв Центробанка ($90 млрд.). Эти финансовые возможности сопоставимы с ресурсами всего бывшего СССР.

Однако из бюджета страны следует, что эти деньги могут тратиться только на выплаты процентов по внешнему долгу и на затыкание дыр в Пенсионном фонде.

То есть вместо того, чтобы использовать эти средства для решения каких-нибудь общественно значимых задач, мы копим гробовые. Потому что когда нефтедоллары кончатся — денег из стабфонда хватит только на год-полтора.

— Власти обещают, что уже весной будут разработаны механизмы расходования денег из госрезерва...

— Правительство обещает, что стабилизационный фонд к концу следующего года вырастет до 795 млрд. рублей. Однако все сверхдоходы окажутся ниже этой суммы на 110 млрд. рублей. И по странному стечению обстоятельств внешние займы в 2005 году точно совпадают с этой цифрой. Выходит, в бюджете уже заложено, что правительство будет брать западные кредиты! Даже не для того, чтобы выплатить досрочно долги или решить еще какую-нибудь задачу. А чтобы закопать средства в очередном стабилизационном фонде — вместо того чтобы развивать экономику.

Не зря говорят: скупой платит дважды. Такой недальновидной социально-экономической политикой власти создают очаги напряженности. Которые в отдельных регионах приобретают форму терроризма. Бороться с причиной, а не следствием, у нас пока не научились. Или не хотят?..


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015