На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Ползучий бензоворот

2004.09.20 , ИД "МК" , просмотров 546

Сегодня ценники на заправках меняются практически еженедельно — по понедельникам стоимость “литрухи” популярного Аи-92 по чуть-чуть, но увеличивается. Где на 10, где на 20 копеек. Про 95-й и говорить не хочется: наши иномарочники на 19-м году перестройки зажили как в Америке — цены на тамошних АЗС и на отечественных, по уверениям видных экономистов, вот уже пару месяцев как сравнялись.


Похоже, такая ситуация устраивает все заинтересованные стороны, кроме нас, собственников машин, разумеется. Производители гонят нефть за бугор — того и гляди труба от натуги лопнет, у розничных продавцов с весны горячие денечки — только меняй ценники и подсчитывай верную копеечку. А государство знай себе молчит, периодически что-то невнятно бормоча про сговор монополистов и клятвенно обещая наступить им на хвост. Видать, оно тоже в доле: свой процентик — а именно 24% с каждой тонны проданной нефти — в свои закрома имеет. А вот немного статистики. По последним данным, стоимость бензина Аи-80 только за первую неделю сентября выросла на 3%

и составляет 13 370 руб./т. Бензин марки Аи-92 подорожал на 1,5% и продается по 15 330 руб./т, дизельное топливо прибавило 2% — до 11 680 руб./т. И рост цен на этом точно не остановится...

Чем объясняют постоянное удорожание топлива эксперты? Как они считают, наибольшие доходы продавцам приносят в России три региона. Это столица, Питер и Екатеринбург. Здесь присутствует сразу по нескольку крупных структур. В других областях, как правило, работает одна-две компании. Разумеется, там и доходы совсем другие. И контролировать бензиновых королей местным властям проще.

Где сегодня зафиксирован наибольший рост цен на топливо? Правильно, в самых крупных регионах. Значит, сговор корпораций очевиден? Вот здесь представители государства начинают мямлить нечто невразумительное.

По антимонопольному законодательству доказать сговор на рынке можно только документально. Есть соответствующие бумаги, в которых компании коллективно подтверждают повышение цен на топливо, — значит, сговор существует. А если таких бумаг нет?

Значит, и сговора нет? Фантастика! Компании, они что, дураки — официально подтверждать свое участие в таком процессе? Если есть возможность заработать, они от этого не откажутся, это точно.

Вот пример трехгодичной давности. В Питере местные бензинщики разом подняли цены на топливо. Но вовремя вмешалось Министерство по антимонопольной политике, и заединщиков заставили вернуть цены на прежний уровень.

А сейчас? К примеру, заметно урезанная в своем статусе (заодно и в возможностях) Федеральная антимонопольная служба “наехала” на “Сибнефть” в Омской области, где компания — монополист на местном рынке топлива. Борцы с монополизмом обвинили компанию в получении неправедных 100 млн. рублей.

Эти деньги, мол, сверхприбыль от дизтоплива, которое поставлялось по более высоким ценам, чем в другие регионы страны. Чем закончится разбирательство — неизвестно. Почему-то московских дельцов столичные борцы с монополиями не трогают...



Как бороться с постоянным ростом цен на топливо? Правительство пошло по проторенному пути — повысило экспортные пошлины на нефтепродукты. С 1 октября экспортная пошлина на нефть повысится с $70 до $88 за тонну. Кроме того, компании за тонну бензина заплатят $57 вместо прежних $45,5.

Видимо, чиновники рассчитывают таким образом понизить внутренние цены на бензин. Но ряд специалистов предсказывают, что понижения не случится. Скорее всего, произойдет с точностью до наоборот. Увы, государство не научилось наказывать монополистов за сговор. Правда, нашлись и специалисты, предложившие вообще эти пошлины отменить. Мол, тогда загрузка нефтепереработчиков увеличится и внутренний рынок дополнительно получит много бензина. И цены на него снизятся.

Давно известно, на высоких ценах сегодня пытаются заработать все: и добытчики, и продавцы, и государство. Однако по тому, как наши нефтяные компании платят налоги, государство из этого списка можно вычеркнуть. Более того, изменение налогообложения продавцов бензина скорее направлено на снижение ими выплат в казну.

По мнению Михаила Делягина, научного руководителя Института проблем глобализации, ранее налог платился нефтеперерабатывающими заводами, которые в стране можно сосчитать по пальцам и достаточно легко контролировать. Теперь те же налоги платят АЗС, кои контролировать в масштабах страны существенно сложнее, а возможностей ухода от налогообложения у них больше. Также Делягин подчеркивает, что любое злоупотребление своим монопольным положением на рынке, в том числе на рынке нефтепродуктов, направлено на зарабатывание дополнительных денег за счет потребителей.

— Если делать прогнозы, — говорит Делягин, — то повышение стоимости топлива будет продолжаться, хотя более медленными темпами, нежели ранее. Например, в июле в целом по стране рост составил 2,7%, в августе — 1,9%. Тем не менее цены до нового года не успокоятся...

Это понятно: кому-то надо покупать новые виллы на Канарах, менять новые “мерсы” на новейшие или даже модернизировать свое производство — иногда такое в нашем бизнесе тоже случается.

Автовладельцам непонятно: почему в США, импортирующих нефть, и в России, ту же нефть экспортирующей, цены на бензин одинаковые?

— Дело в том, — считает Делягин, — что американское государство, как бы его ни критиковали, выражает интересы граждан. Оно реально им служит и зависит от них. Если там граждане чем-то недовольны, американским чиновникам на это приходится оперативно реагировать — иначе они очень быстро лишатся своего кресла.

А наше государство служит тем, кто грабит граждан: монополистам. Простейший пример — закон ОСАГО, который на деле — чистейшая афера. Точно так же у нас устроена пенсионная реформа. И жилищная... Поэтому если наш чиновник не зависит от общества, он быстро и плодотворно начинает работать на бизнес. А защита интересов простых граждан для него — побоку...


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015