На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Никакого СНГ нет. Есть постсоветское пространство

2006.12.11 , ej.ru , просмотров 618
Принципиальный подход российской бюрократии к СНГ абсолютно верен: если вы вправду независимы – платите за газ как независимые, а не как наши сателлиты.

Но никто не задумывался, а хорошо ли для России, что они независимы? И что лучше – демонстративно закатывать «газовые истерики», возвышенно именуемые потом «газовыми войнами», и под телекамеру бить тарелки и закручивать вентили или создавать свои политические лобби и возвращать «отвязавшиеся» элиты вместе с контролируемыми ими странами и ресурсами под наш контроль?

Есть люди, которые считают, что Украина в Евросоюзе и НАТО более выгодна для России, чем Украина в составе расширенного Союзного государства. Я их не понимаю, но дело не в этом. Даже если они правы и российская бюрократия действительно стремится к отказу от земель, а не их «собиранию» — зачем создавать себе врагов? Газпром реализовывал свои коммерчески правильные принципы способом, не поддающимся оправданию — как если бы вы объяснялись в любви девушке матерными словами. А считать, что Газпром — это «просто корпорация», не тождественная нынешней власти, могут только верующие в «суверенную демократию».

Все беды России – от отсутствия у правящей бюрократии понимания национальных интересов. У нее один интерес: личное обогащение, а страна вместе с людьми, по недоразумению еще населяющими ее, — просто сырье, в том числе биомасса, для переработки в личные состояния.
Какие тут интересы?

На словах наши временщики жаждут «величия» России, но на деле эта жажда оборачивается наглым и агрессивно-обиженным (по принципу «нам все должны») требованием любви, порой подозрительно напоминающим попытку изнасилования.

Господа, величие России – не севрюга с хреном в вашей тарелке, не «майбах» в вашем гараже, не ваше шале в Куршавеле и даже не яхта Абрамовича, заход которой в курортный порт становится его главной гордостью на много лет вперед.

Величие России – это уважение к ней других и их стремление подражать ей, стремление и самим стать «немножко Россией». Сегодня это звучит как плохая шутка, но другого величия не бывает. Фашистская Германия была сильна, но убийства беззащитных не позволили ей стать великой.

Вот несколько последних примеров, свидетельствующих о нашем «величии».
Лукашенко тихо и старательно, не разглашая тайны соглашения, передавал Газпрому белорусский участок газопровода «Ямал-Европа». Стоило завершить передачу – как он получил ультиматум об удорожании газа в 4,3 раза. Если будет отдавать имуществом – в 2,8 раза. Поставьте себя в положение белорусов.

Если кто-то так ненавидит Лукашенко (его можно понять: ненависть к чужим успехам – норма российской бюрократии) – пусть устраивает переворот. Белорусы-то при чем?

Каюсь: я понимаю людей, которые, выходя из мэрии Москвы и видя напротив банка Москвы – Национальный банк Азербайджана, думают, что он мог бы располагаться в ином месте. Но это что, повод ВТРОЕ сокращать поставки газа Азербайджану – по поводу которых, отмечу, не было ни одного конфликта — с 1 января?

Конечно, это хорошо, что наше руководство не пьет.
Но, может, ему стоит попробовать? Может, в пьяном угаре у него начнет получаться хоть что-нибудь? Прорежутся какие-нибудь человеческие черты?

Пока понятно, что эти люди власть не удержат.
Просто потому, что власть – это не только не коммерческое дело, но даже и не уголовное. А значит, через несколько лет уже для другого, разумного и ответственного государства возникнет вопрос о политике, которую должна проводить Россия по отношению к СНГ.

Прежде всего надо понять: никакого СНГ нет.
Есть постсоветское пространство, на котором никто (кроме, может, Казахстана и России) не может развиваться самостоятельно. Общая деградация очевидна – и она генерирует хаос, захлестывающий Россию.

Для ликвидации этого хаоса Россия должна развивать постсоветское пространство. Разумеется, с прибылью для себя – ведь на простое «кормление всех» не хватит никаких ресурсов. Для развития постсоветского пространства его надо контролировать. И обмен собственности на дешевую энергию – ключ к этому контролю, просто его надо использовать как ключ, а не как кувалду. В частности, во всех значимых странах придется создать мощные пророссийские лобби и оппозиционные политические структуры с молодыми привлекательными (а не производящими впечатление вчера сбежавших из зоопарка) лидерами.

Стратегическая цель — воссоединение в рамках единого государства России, Белоруссии и Казахстана, а затем и Украины (за исключением, вероятно, Западной). Причина проста: наши экономики образуют единый комплекс, не способный к развитию в расчлененном состоянии.

Вклад Казахстана — во многом модернизированная элита, Украины – навыки стихийной демократии и самоуважение граждан, Белоруссии – некоррумпированные силовые структуры, России – средства и энергоносители. Объединенное государство может расширяться, но эта конфигурация – необходимый минимум.

В перспективе надо рассматривать не только русских, но и все население постсоветского пространства, близкого русской культуре, как разделенный народ (подобно немецкому и корейскому), объединение которого неизбежно и является стратегической целью государства.

Для России принципиально сохранение своего доминирования в Средней Азии и особенно в Казахстане. Усиление там китайского влияния, в том числе через Шанхайскую организацию сотрудничества, должно быть остановлено.

Нельзя допустить строительства газопровода из Казахстана в обход России, так как он вне зависимости от маршрута отсечет нас от жизненно необходимого газа Туркмении и Узбекистана. Характер режима Туркмении делает возможной его демократизацию, которая даст ее населению резкий рост доходов, а России – уверенность в ориентации на свой рынок.

Пора прекратить функционирование Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), прямо нарушающего российские законы и создающего конкуренцию российской нефти, в том числе и в черноморских проливах (где эта конкуренция из-за политических приоритетов Турции становится недобросовестной), либо привести режим функционирования КТК в соответствие с российскими законами.

Судьба непризнанных государств должна решаться в интересах их населения. Попытки геноцида абхазов и осетин сделали невозможным жизнь Абхазии и Южной Осетии в составе Грузии, а большинство населения этих республик составляют граждане России, которых Россия обязана защищать. Поэтому Абхазия и Южная Осетия должны быть признаны независимыми и по возможности — приняты в состав России (это поможет также освободить их от транснациональной преступности, всегда использующей непризнанные территории).

Приднестровье — особое дело, так как фашистский режим молдавских демократов утратил власть еще в 1995 году и сейчас между Молдавией и Приднестровьем нет межнационального конфликта. Проблема локализована в политической плоскости и потому поддается политическому же решению за счет особого сближения России с объединенной Молдавией. Но при определенном поведении Евросоюза интересы России и населения Приднестровья могут потребовать независимости последнего.

В отношении Нагорного Карабаха важно помнить, что корни напряженности между армянами и азербайджанцами (которые в начале ХХ века считались еще ветвью турецкого народа) уходят в геноцид армян.

Россия должна предложить путь, основанный на признании Турцией ее первопричины – геноцида армян – с принесением государственных извинений и выплатой компенсаций. По мере осуществления выплат армяне поэтапно освободят занятую в ходе карабахской войны территорию Азербайджана, сохранив Нагорный Карабах и надежный транспортный коридор, соединяющий его с остальной Арменией.

Турция, признав геноцид, устранит таким образом одно из ключевых препятствий принятия в Евросоюз, причем сделает это не под его давлением, а помогая другому государству.

Обмен территорий на признание общеизвестного исторического факта колоссального морального значения, при всей своей неоднозначности, позволит всем участникам мирного процесса получить желаемое, сохранив достоинство и ощущение собственной правоты.

Важная проблема постсоветского пространства — экспансия татар в Крыму, которая через 10-15 лет может создать Украине (а с ней и объединенному государству) проблему наподобие Чечни.

Прибалтика, возглавляемая выходцами из США, должна продолжать жить на средства Евросоюза. Финансирование ее за счет России (в том числе за счет транзита) должно быть сокращено до минимума, пока руководство стран Прибалтики не захочет сотрудничать с Россией и не перестанет воспринимать ненависть к ней в качестве главного критерия демократии.

Калининградская область должна из «черной дыры» в российской таможенной границе стать финансовым офшором для европейских (но не для российских) капиталов, выкачивающим «горячие деньги» Евросоюза после ликвидации банковской тайны в Австрии и Швейцарии.

Автор — председатель президиума — научный руководитель Института проблем глобализации
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015