Какую цель поставил перед собой организатор стрельбы, произошедшей в городе Крайстчёрч?

Как Вы думаете, после каких слов губернатора Цивилева детский омбудсмен Кислицын публично отказался от своих слов о голодных обмороках у детей?




Перспективы развития российских АЗС

Делягина цитируют

26.12.2018 17:00

Эксперт Online

1889  10 (5)  

Перспективы развития российских АЗС

На круглом столе, который состоялся в ТАСС и был посвящен перспективам развития российских АЗС, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, гендиректор компании "ИнфоТЕК-Терминал" Рустам Танкаев, старший аналитик "БКС" Сергей Суверов, председатель правления Совета по товарным рынкам Илья Мороз и заместитель директора аналитического департамента АльпариАнна Кокорева, обсудили основные тренды развития розничного бизнеса АЗС, а также пути повышения маржинальности и перспективы развития таких форматов АЗС как многофункциональные сервисные комплексы,

По мнению участников дискуссии, долгосрочный тренд развития АЗС - это увеличение доли сопутствующих товаров в выручке розничного бизнеса. На розничном рынке России сегодня топливо дает больше выручки, чем сопутствующие товары. В западных странах это соотношение составляет 50 на 50. Российские сети в целом развиваются по тому же сценарию, например, «Роснефть» на первом этапе нацелена достичь доли 25% сопутствующих товаров на 75% топлива, и уже приближается к этому показателю. А в будущем компания стремится к тому, чтобы бизнес по продаже сопутствующих товаров полностью покрывал операционные затраты АЗС.

По словам Михаила Делягина, «в развитых странах примерно половину дохода розничный бизнес получает не от бензина, а от сопутствующих сервисов. И автозаправка просто рассматривается как точка, где потребитель останавливается на трассе и где его нужно ловить всеми способами вплоть до ремонта обуви. Вот, например, на заправках BP можно купить выпечку, которая, действительно, там совершенно замечательная. То есть эти заправки становятся своеобразным центром притяжения. Автозаправочные станции – это очень лакомый кусок. Бизнес так называемых сопутствующих товаров у нас развивается. Это – сети заправок BP, «Роснефти», многих других компаний. «Роснефть» сейчас строит на Ладоге многофункциональный комплекс, где, по-моему, только космодрома не будет. Мир движется в сторону превращения автозаправочных станций в центры сервиса. По мере развития бизнеса и по мере развития цивилизации, мы, в любом случае, придем к комплексному оказанию услуг. Это, на мой взгляд – единственно возможный вариант».

«Мы все ждем наступления нового года и повышения сразу трех налогов, которые входят напрямую в цену бензина, - отметил Рустам Танкаев. - Как известно, дозволено скомпенсировать только рост НДС на 1,5% от цены, то есть где-то на 70 копеек за литр. Что касается НДПИ, что касается акцизов – там механизмы непонятные, не просматриваются. У нас сейчас 71% цены бензина – это прямые и непрямые налоги. С нового года уровень достигнет 80% почти. Как будет компенсироваться акциз, я, честно говоря, не представляю себе. Что в мире делают в этой ситуации компании? Увеличивают долю не бензиновых доходов, сопутствующих бизнесов, сопутствующих товаров. В среднем в Европе, ну, и в Соединенных Штатах выручка от продажи топлив на заправочных комплексах и сопутствующих товаров составляет примерно 50 на 50. Половина доходов получается от сопутствующего бизнеса. Есть страны, где до 70% доходит доля выручки от сопутствующего бизнеса».

«Что у нас сейчас в стране? Статистика более или менее прозрачная есть по крупным компаниям, которые обязаны публиковать свои бухгалтерские балансы и отчеты., Компания «Роснефть», например, стремится достигнуть уровня выручки от сопутствующих товаров и услуг в 25%. Судя по тому, что происходит в «Роснефти» и в других крупных компаниях, там идет достаточно бурное развитие сопутствующих сервисов и сопутствующих услуг», - заявил Танкаев. 

«Среди наиболее интересных инициатив - проект реализованный почти полностью на Ладожском озере во Владимировской бухте, - продолжил эксперт. - Там автозаправочный комплекс превратился в целый городок. Туда входит гостиница шестиэтажная, туда входит порт на Ладоге, туда входят спортивный комплекс, кемпинг, в общем, трудно перечислить весь список, что туда только не входит. Я же говорю – целый городок. В общем, все это вместе направлено на развитие уже не заправочного бизнеса, а бизнеса, я бы сказал, туристического, связанного с посещением святынь, русского Севера. Есть и другие проекты. Та же самая компания «Роснефть» строит несколько комплексов вдоль трассы «Москва – Санкт-Петербург», где и гостиничные услуги предусмотрены, и торговые площадки, и, естественно, кафе и рестораны. Уже построены такого рода комплексы в Краснодарском крае в преддверии зимней Олимпиады-2014. И, в общем, на самом деле развитие идет достаточно бурно и достаточно быстро. Надо полагать, что наши компании такие как «Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ выйдут на уровень европейских. То есть 50 процентов выручки будут получать от реализации топлив и 50 процентов или даже больше будут получать от реализации товаров и услуг». 


В России «Роснефть» активнее прочих занимается развитием бизнеса «сопутствующих товаров» на АЗС. Компания рассчитывает получить около 4 млрд руб. выручки только от продажи кофе на своих АЗС по итогам 2018 года. (Это около 45 млн чашек кофе).

«У нас не только Москва и Питер, есть много других регионов, где развивается продажа сопутствующих товаров, - продолжил разговор Сергей Суверов. - «Роснефть», например, построила сеть многофункциональных комплексов на юге России, в Краснодарском крае. Приведу статистику, которая есть на Западе, та же BP, которая является акционером «Роснефти», она в Англии активно сотрудничает с ритейлиноговой компанией Marks & Spencer. У них много магазинов по франшизе, и многие приходят на заправки BP не для того, чтобы даже купить бензин, а для того, чтобы купить товары этого ритейлера. И так же вот Shell сотрудничает с John Lewis на Западе, есть достаточно много примеров, когда автозаправки кооперируются с ритейлерами. Думаю, что нужно, конечно, не только с «Азбукой вкуса» кооперироваться в России, но, может быть, и с «Магнитом» и «Пятерочкой», которые бы поставляли товары для менее обеспеченных групп граждан. Необязательно даже продавать кофе, я знаю, что в Саратовской области продают блинчики на автозаправках, что и дешевле, и, наверное, тоже достаточно выгодно для автозаправщиков. 

«Если говорить о «Роснефти», которой принадлежит 30 % розничного бизнеса, - отметил Суверов, - она сотрудничает с итальянским ритейлером Autogrill в ряде регионов. «Роснефть» является, наверное, лидером с точки зрения продаж сопутствующих товаров и намерена приблизить долю продаж сопутствующих товаров к 25% от общей выручки АЗС, она развивает также гостиничные комплексы на Северо-Западе, на трассах на базе заправок будет строить свои гостиницы. Наверное, для многих, кто путешествует на дальние расстояния, гостиницы были бы интересным вариантом».

На данный момент «Роснефть» активно развивает кафе при АЗС, причем как стандартного, так и небольшого формата: и для потребителей, которые находятся в 5 км от дома, и для дальнобойщиков, которые проезжают по 500 км. Компания планирует сейчас переоборудовать кафе практически во всей нашей розничной сети. Это непростая задача, ведь «Роснефть» владеет крупнейшей сетью АЗС в стране — около 3 тыс. заправок.

На АЗС продаются кофе, закуски, автоаксессуары, а в Северно-западном регионе и на юге России строятся гостиницы при АЗС на трассах. Также развиваются услуги по шиномонтажу, ремонту обуви и др. на базе АЗС Роснефти.

Сейчас Роснефть расширяет сеть заправок BP,  внедряя новый формат компактных автозаправочных комплексов. Размеры такой заправки меньше, чем текущие форматы ВР в России, но по мировым меркам это абсолютно стандартная АЗС.

Первый автозаправочный комплекс нового компактного формата сети BP в России, оператором которой является НК «Роснефть», открылся на трассе М-5 Москва - Рязань.Главное отличие нового формата – компактность и расширенный ассортимент продукции кафе. Автозаправочные комплексы компактного формата - перспективное направление развития сети BP в России. Новые АЗК рассчитаны на оживленные трассы, удобны для жителей крупных городов и легче размещаются в плотной городской застройке. В ближайшие три года планируется расширение сети за счет комплексов нового формата прежде всего в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и на Юге России. Также развитие сети BP будет осуществляться за счет точечного строительства трассовых многофункциональных автозаправочных комплексов.


Оцените статью