На смену клиповому сознанию приходит кликовое

Где будут деньги, когда их не станет?

Статьи и интервью

02.03.2016 05:52

Михаил Делягин

34

Где будут деньги, когда их не станет?

Ответ на этот вопрос омские предприниматели получили от известного российского экономиста Михаила ДЕЛЯГИНА

25 февраля в региональном ИТ-парке состоялся семинар известного в России экономиста и политолога, директора Института проблем глобализации Михаила ДЕЛЯГИНА. Организаторами мероприятия выступили Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства и группа компаний «ТРИЭС-Персонал». Тема семинара – «Изменения в экономике. Что делать бизнесу. Прогнозы 2016-2017».

Более 70 предпринимателей, руководителей омских малых и средних предприятий собрались на семинаре, чтобы узнать, как видит Михаил ДЕЛЯГИН текущую экономическую ситуацию и как он прогнозирует ее развитие.

По словам Михаила ДЕЛЯГИНА, существующий глобальный кризис представляется как кризис ряда направлений, в частности, кризис управленческих систем – когда старые схемы перестают работать. В ряду текущих экономических тенденций мирового масштаба он видит также сокращение среднего класса и высвобождение большого количества работников, которые с развитием технологий стали лишними. С вырождением среднего класса снижается спрос, падает потребление, и бизнес ожидают суровые времена.

В России, по мнению эксперта, при этом сохраняются привычные системные проблемы, которые берут свое начало в практике разграбления советского наследия в 90-х годах. По подсчетам ДЕЛЯГИНА, до 90% населения страны сократило свои объемы потребления в 2015 году минимум на четверть. «Я думаю, что на этот год у нас запаса прочности хватит», – отмечает при этом ДЕЛЯГИН, добавляя, что просчитать момент глобального срыва экономики, обострения клановой борьбы, просчитать, как будут развиваться взаимоотношения с другими государствами, невозможно.

– Индивидуальная стратегия в этой ситуации достаточно простая – накапливать потенциал и готовиться к выбору, который зависеть будет от ваших личных психологических качеств, и ни от чего более. Все зависит от того, что вам хочется на самом деле, – посоветовал ДЕЛЯГИН предпринимателям. Существуют, по его словам, и варианты действий, как-то: уехать из страны, сконцентрироваться в точке благополучия (которую сначала нужно правильно определить), пойти по пути захвата пространства, или дожидаться оздоровления общества.

– С одной стороны, мы видим наш российский кризис, с другой стороны –  глобальный, и рано или поздно мы окажемся в ситуации, когда денег не будет, – предупредил эксперт слушателей. Где будут деньги, когда их не станет, – на этой теме Михаил ДЕЛЯГИН и акцентировал особое внимание.

– Самый главный рынок в кризис – это рынок нищих и бедных. Очень тяжелый рынок, маржа здесь маленькая, качество низкое, но те, кто сейчас переквалифицировались на этот рынок, чувствуют себя очень хорошо. Задача – предложить очень простой и дешевый ассортимент для тех людей, которые потеряли доходы, но хотят как-то попытаться сохранить качество жизни, – пояснил автор семинара.

Следующий рынок, выделенный экспертом, – ремонт всех видов, иными словами, «продление качества». Еще один важный источник – государственные расходы. «Снижение качества управления государственными компаниями очень сильно раздражает. Но если смотреть на это с точки зрения бизнеса, это хороший шанс. Этот рынок тоже сжимается, там становятся жестче процедуры, но все равно это рынок, который сохранится всегда и в котором многие сегменты будут обновляться», – считает ДЕЛЯГИН. Он рекомендует не оставлять без внимания и рынок новых технологий, которые обеспечивают новые потребности. Упомянул он и о таких возможностях, как использование в своих интересах новых форм самоутверждения («я покупаю – следовательно, я существую». «Люди уже давно покупают не одежду, а покупают свои ощущения и эмоции по поводу одежды, и это касается и других предметов первой необходимости», – уверен эксперт.

Несмотря на достаточно пессимистичные экономические прогнозы, ДЕЛЯГИН уверен, что возможности у российского малого и среднего бизнеса есть:

– У нас огромное количество возможностей, которые мы не видим, потому что глаз замылился. Там, где среда более конкурентная, этих возможностей нет, они уже заняты. У нас слабоконкурентная среда, и надо этим пользоваться. Нужно понимать, чего нужно опасаться, нужно внимательно смотреть во все стороны. Нынешний кризис, как ни странно, намного легче, чем те кризисы, которые пережило поколение, скажем, моих родителей. Это не коллективизация, не Великая Отечественная война, не страшный голод или террор.

В течение заключительного часа слушатели задавали эксперту вопросы. Интересовались они перспективами развития тех или иных отраслей, прогнозами темпов инфляции, будущим вузовского образования, планами государства в сфере поддержки малого бизнеса и так далее. Все желающие получили уникальные и обстоятельные ответы Михаила ДЕЛЯГИНА. Провожали автора семинара бурными аплодисментами.

Отзывы по итогам семинара звучат положительные. Предприниматели отмечают серьезность и обстоятельность приведенных данных, высокий уровень аналитики, уникальность и насыщенность предоставленной информации.

Директор ООО «ДизельТехСнаб» Александр ЗАХАРОВ отметил обширность информации: «Семинар понравился, посмотрим, сбудутся ли прогнозы, но общее впечатление сложилось, что все так и есть, как себе представляет ДЕЛЯГИН. Попробуем применить полученные советы».

– Семинар прошел позитивно, все, что было сказано, на мой взгляд, реальные факты,– комментирует директор ООО «Медвежинская свиноферма» Виктор ПАУЛЬС, приехавший на мероприятие из Исилькульского района.

– Эксперт предусматривает вариативность событий, но общие направления развития экономики были представлены понятно, – поделилась с корреспондентом «КВ» впечатлениями директор «Экзотик холл» Марина БРАГИНА. – Порадовало, что были названы ниши, на которые можно направить внимание, ключевые точки, которые будут живы, несмотря ни на что. У Михаила ДЕЛЯГИНА есть по всем вопросам свое четкое экспертное мнение, в чем я еще раз убедилась. Отметить как большой плюс могу то, что лекция началась с характеристики общемировых тенденций, а также то, что эксперт анализирует ведение бизнеса с точки зрения психолого-эмоциональных особенностей предпринимателя, с точки зрения ментальности страны, народа в целом, а не сосредотачивается на одних только экономических показателях.

 Коммерческие Вести


Оцените статью