Заняться каждым бедняком. С премьером что-то случилось

Считаете ли Вы "Единую Россию" преступной организацией?




За наши деньги против нас. Как Минфин оказался крайним в истории с переносом «неналогов» в налоговый кодекс

Материалы МГД

04.04.2019 14:00

Регионы ONLINE

1884  8.9 (13)  

За наши деньги против нас. Как Минфин оказался крайним в истории с переносом «неналогов» в налоговый кодекс

В понедельник, 1 апреля, Минфин опубликовал обновленную редакцию законопроекта о включении шести неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Это финальная версия документа, который сейчас вынесен на обсуждение. Однако текст предлагаемых изменений налогового законодательства с первых дней уже не понравился общественности — идею внесения платежей в налоговый кодекс дизлайкнули на портале правовых актов более 1000 раз (!).

История конфликта

Больше всего идея включения сбора не нравится бизнесменам, потому что раньше они могли находить инструменты не платить экологический, утилизационный или транспортный сборы, сохраняя спокойствие. Сейчас ситуация может измениться и за неуплату теперь и «неналогов» предприниматели и промышленники смогут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям об уклонении от налогов (ст. 198, 199 УК РФ). Удивительно, что ранее предлагаемый десятилетний мораторий на уголовную ответственность за неуплату квазиналогов пропал из конечной версии проекта закона.

Получается, что обращение трех российских бизнес-сообществ к президенту Владимиру Путину ничего не решило. Напомним, что на съезде РСПП 14 марта предприниматели также обратились к главе государства с просьбой не торопиться с включением «неналогов» в кодекс. Пожелание «не спешить с этим вопросом» российский лидер перенаправил первому вице-премьеру и главе Минфина Антону Силуанову. Тем не менее на коллегии Минфина 26 марта инициатива обсуждалась в качестве одного из ключевых направлений работы министерства. О предложениях бизнеса там никто и не вспомнил.

Легко в этой ситуации сделать Силуанова главным ответственным за предпринимательские проблемы, которые напрямую связаны с тяжелым бременем финансовой нагрузки и страхом привлечения к уголовной ответственности за налоговую брезгливость. Однако решающий голос в вопросе наведения порядка в массе всех существующих в стране неналоговых платежей был за главой российского правительства Дмитрием Медведевым. Дело даже не столько в том, что глава Кабмина, как начальник, несет ответственность за деятельность подконтрольных ему министерств. До января 2018 года Минфин был с предпринимателями на одной волне. Вместе с Минэкономразвития он полгода готовил законопроект о всех неналоговых платежах, идею создания которого до сих пор пытаются разными способами отстаивать российские бизнесмены. Но премьеру Дмитрию Медведеву эта идея не понравилась.

12 января 2018 года глава российского правительства поручил Минфину и Минэкономразвития разработать предложения о возможности включения неналоговых платежей в налоговый кодекс. Тогда многие эксперты не поняли этого жеста, потому что устраивающий всех  законопроект был представлен двумя министерствами еще в июле 2017 года. Дмитрий Медведев решил поменять задачу, вопреки обоснованиям Антона Силуанова и Максима Орешкина, что нужен отдельный закон для систематизации всех неналоговых сборов. Сторонники этой идеи критиковали решение премьера, называя это искусственной попыткой «пришить» отдельный закон к уже существующему налоговому. Это может повлечь к полной перекройке достаточно стройного налогового кодекса.

В начале прошлого года эта идея не понравилась и налоговикам. Федеральная налоговая служба (ФНС) не поддержала идею включения неналоговых платежей в кодекс, заявив, что систематизировать все отраслевые законы подобно налоговому кодексу невозможно. Как видим, через год непопулярное решение все-таки возобладало, и теперь уже никто не пытается в правительстве и на федеральном уровне оспаривать эту идею интеграции «неналогов» в налоги.

Экономическая экспертиза


Чтобы взвесить все сопутствующие риски, мы связались с известным экспертом в области экономики Михаилом Делягиным. Российский экономист в своем комментарии для «Регионов России» развеял некоторые опасения. Он заявил, что от переноса в налоговый кодекс неналоговые сборы не вырастут, поэтому опасаться тут нечего. Более того: повышать эти квазиналоги станет сложнее, потому что «в отношении налогов, в отличие от обычных сборов, действуют политические обязательства». Несколько хуже проект Минфина может сказаться на туристической отрасли в стране.

Окончательное утверждение туристического сбора будет сдерживать развитие туризма и переориентирует отрасль за границу, в зоны гарантированно качественного сервиса. Планы переименовать его в гостиничный никак ситуацию не изменят, а вот расширение сферы его применение и/или повышение ставок может создать проблемы. Однако дефицит гостиниц у нас достаточно высок, так что эти дополнительные деньги будут платить граждане. Однако до 2023 года утечет столько воды и руководителей, что всерьез обсуждать эти планы пока рано.

— Михаил Делягин, экономист, публицист и политик, доктор экономических наук, действительный член РАЕН, член научного совета при Совете безопасности РФ

На вопрос о том, что движет Минфином, экономист Михаил Делягин ответил резко, обвинив правительство Медведева в усилении фискального давления на Россию после избрания президента Путина в 2018 году.

Фискальная агрессия объясняется частично ведомственной жадностью, частично — интересами оргпреступности (себестоимость уклонения от уплаты НДС - 10 процентных пунктов, поэтому повышение ставки с 18 до 20% увеличивает доходы мафии на четверть) и тех частных нефтяных компаний, которые заинтересованы в экспорте сырья, а не переработке нефти на нужды России.

— Михаил Делягин, экономист, публицист и политик, доктор экономических наук, действительный член РАЕН, член научного совета при Совете безопасности РФ

При этом повышение ставки НДС на 2 процентных пункта и "налоговый маневр", приведший к удорожанию бензина, не имеют содержательного оправдания, так как федеральный бюджет «захлебывается от денег», считает эксперт. На 1 марта неиспользуемые остатки на его счетах превысили 10,3 трлн рублей, а за 2018 год они выросли в полтора раза, более чем на 3 трлн. (!). При такой плохой конъюнктуре налоги надо понижать, а не повышать, считает экономист.


Оцените статью