На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Вы за или против передачи Исаакиевского собора РПЦ?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Бюджет политической катастрофы

2004.09.24 , "Россия в глобальной политике" , просмотров 625

Правительство не замечает президента Путина
     
     Расходная часть всякого бюджета состоит из трех укрупненных групп, соответствующих основным функциям государства: безопасность и управление, социальная помощь, развитие экономики. Меняющееся соотношение между ними наиболее точно отражает изменения в политике государства.
     Бюджет-2005, как и бюджеты последних лет, является военно-полицейским. При общем росте расходов (в реальном выражении, то есть с учетом 8% инфляции) на 6,1% расходы на оборону увеличатся на 18.2%, а на МВД и ФСБ - на 16,6%. Этот рост недвусмысленно указывает на реальных «хозяев» страны - доминирующую в политическом плане часть правящей бюрократии.
     Доля расходов на эти две статьи увеличится с 27,4% в 2004 году до 30,4% в 2005. Если добавить расходы на обеспечение «общегосударственных вопросов», то есть в первую очередь управление, дн окажется существенно меньшим: с 44,7 до 46,5%. Причина - снижение влияния гражданской бюрократии, в частности, вероятное завершение взятия под контроль судов. В результате в реальном выражении расходы на «общегосударственные вопросы» сократятся на 1,1%.
     Доля расходов на экономику сократилась с 8,0% в 2004 году до 7,6%. Это сокращение включает сокращение на 16,7% (в реальном выражении) расходов на сельское хозяйство и резкое увеличение финансирования такого заведомо коррупционного и неэффективного инструмента, как федеральные целевые программы.
     Доля расходов социальной направленности (ЖКХ, экология, образования, культура и СМИ, здравоохранение и спорт, социальная политика и помощь регионам) в бюджете-2005 снизилась с 47,3 до 45,8%. При этом реальные расходы на ЖКХ сократились на 28.0% (правда, они малы - 7,0 млрд.руб.), на охрану окружающей среды -на 15,2%. Смачной характеристикой подлинного значения разрекламированных реформ стало сокращение реального финансирования образования на 8,6% и социальной политики на 1,5% (последнее сокращение особенно пикантно выглядит на фоне сорвавшейся с цепи официальной пропаганды «монетизации льгот»).
     Обещания либеральных фундаменталистов заботливо переложены ими на плечи регионов, далеко не все из которых смогут вы держать эту нагрузку. Ведь реальное увеличение межбюджетных трансфертов составило лишь 6,4%.
     Но наиболее интересно несовпадение реальной динамики укрупненных статей расходов с приоритетами, заявленными Путиным. Ведь понятно, что борьба с бедностью (если, конечно, не трактовать ее как борьбу с бедными) вне зависимости от механизмов и даже идеологии ее ведения попросту невозможна без увеличения удельного веса расходов социальной направленности. А модернизация страны (простая человеческая жалость не позволяет анализировать списанный у Горбачева лозунг «удвоения ВВП»), соответственно, - без роста доли расходов на экономику.
     Таким образом, приоритеты, провозглашенные президентом Путиным, не имеют отношения к реальным приоритетам возглавляемого им государства.
     Впрочем, чтобы найти в этом что-либо странное, нужно быть либо очень наивным, либо очень опытным человеком...

     Болезнь Плюшкина

     Неизлечимая болезнь бюджета последних лет - неиспользуемые остатки: деньги налогоплательщиков, замораживаемые на его счетах без всякой пользы и тем более без каких-либо комментариев. Причина проста: в условиях незащищенности собственности (естественной в условиях ее постоянного передела и господства олигархии - сначала коммерческой, а теперь и силовой) получаемые страной «нефтедоллары» не находят себе производительного применения и нависают над потребительским рынком, грозя инфляцией.
     Так как ее снижение - едва ли не единственная экономическая задача, доступная пониманию либеральных фундаменталистов, они подчиняют ее решению все свои силы, действуя в том числе и таким варварским методом, как «замораживание» денег в бюджете. Это создает и политические сложности, так как лишает смысла уплату налогов, которые не идут на решение конкретных, понятных и ощутимых налогоплательщиками проблем.
     В прошлые годы неиспользуемые остатки средств оформили в виде сначала «финансового резерва», а затем «Стабилизационного фонда». Официально его цель - не борьба с инфляцией, а накопление денег «на черный день», чтобы продержаться какое-то время в случае падения мировых цен на нефть.
     Поразительно, что либеральные фундаменталисты, в последние годы вновь захватившие экономическую власть, не предпринимают никаких усилий для того, чтобы «слезть» с «нефтяной иглы» или хотя бы ослабить зависимость от нее, модернизировав экономику. Вместо того, чтобы направить Стабилизационный фонд на модернизацию, они копят его, как старушка - «гробовые», бессмысленно наращивая замороженные в нем деньги.
     В проекте бюджета 2005 года эта бессмысленность достигла гомерических масштабов. Даже ее главный идеолог - Кудрин - многократно говорил о «достаточности» Стабилизационного фонда в 500 млрд.руб., однако в проекте бюджета-2005 он же намерен увеличить его до 795,3 млрд.руб.!
     При этом Стабилизационный фонд волшебным образом вырастет на 387,8 млрд.руб., что на 109,7 млрд. превышает намеченный на 2005 год профицит бюджета (278,1 млрд.руб.). Если отбросить экзотические варианты вроде возможности распродажи госрезервов для «спасения» профицитного бюджета, источник денег один - займы. При этом рублевый эквивалент заложенных в проект бюджета в качестве внешних займов 3,65 млрд.долл. - 109,5 млрд.руб. - волшебным образом совпадает с недостающей Стабилизационному фонду суммой.
     Похоже, правительство собирается наращивать его за счет внешних займов. Если учесть, что средства Стабфонда можно инвестировать только в первоклассные госбумаги, то есть по сути в экономику наших потенциальных кредиторов, одобренный правительством механизм становится даже не пикантным, а попросту неприличным.
     Прошлый раз подобные механизмы приходилось лицезреть во времена массового преддефолтного «распила» бюджета, - но тогда они хотя бы не оформлялись законодательно...
     Правда, и однопартийной системы тогда еще не было.       

     Регионы: поручено сдохнуть 
      
     Вопрос «на кого стоит вертикаль власти» стал риторическим уже очень давно. Однако бюджет-2005 вновь подтверждает, что основным ее объектом являются регионы, финансовые возможности которых последовательно урезаются.
     Сброс на региональные бюджеты широкого круга, насколько можно понять, не обеспеченных финансированием бюджетных полномочий ставит целый ряд губернаторов перед интересным, но зато формально безупречно демократическим выбором между социальной, коммунальной и бюджетной катастрофами. Уголовное дело, понятно, прилагается - но оно давно уже стало таким же профессиональным риском любого крупного менеджера России (тем более губернатора), что сколиоз у шахтера или туберкулез у заключенного.
     Конечно, губернаторы, как грамотные профессионалы, в Итоге найдут правильный выбор - укрупнение регионов и отказ (разумеется, временный) от избрания их руководителей, что может обернуться переходом от федерального к унитарному государственному устройству. Однако пока «вертикаль власти» позволит им убедить себя в правильности этого выбора (как Советская власть в свое время позволила крестьянам убедить себя в правильности форсированной коллективизации), многим регионам придется пройти через трагедии.
     Об их характере лучше всего свидетельствует, наверно, единственный фрагмент бюджета, который вызовет всеобщее одобрение - увеличение зарплат бюджетников на 20%. Федеральный бюджет заплатит только «своим», а остальные будут повышать зарплату по мере возможностей.
     Это значит, что кто-то повысит ее на полгода позже, кто-то - на 10%, а кто-то не повысит вообще. При этом гарантированный минимум для каждой категории бюджетников будет различным в различных регионах, а возможно, и районах, что создает объективные предпосылки для экономической дезинтеграции России.
     Самое скверное случится в бедных регионах, губернаторы которых не устоят перед политическим давлением центра (а оно неизбежно) и направят на повышение зарплаты средства, предназначенные для подготовки к зиме. Именно из-за этого произошла коммунальная катастрофа 2002/2003 годов, когда 40 тыс. человек встречали Новый год без тепла и света, количество отключений выросло почти в 20 раз и коснулось более чем 2 млн.чел., а МЧС возил батареи отопления самолетами, на практике превращая чугун в золото.     

     Новая политическая модель: пищеварительный тракт

     Подводя предварительный итог (ибо бюджет воистину «так же неисчерпаем, как и атом - природа бесконечна...»), важно зафиксировать, что бюджет-2005, продолжая, а отчасти доводя до логического завершения тенденции первого срока Путина, ведет Россию к политической катастрофе.
     Сбрасывая проблемы на регионы, либеральные фундаменталисты не просто провоцируют недовольство, но и разрывают единую экономическую и социально-политическую ткань общества, готовя Россию к территориальному распаду.
     В то же время, заливая деньгами гноящиеся коррупцией органы, которые все реже и все с большей иронией называют «правоохранительными» и все чаще «силовыми», они усугубляют разложение нашего государства и ускоряют его стихийный дрейф - уже не к Португалии, а к Нигерии и Гаити.
     Существенно, что навязшее в зубах противоречие между силовиками и либералами на деле не принципиально: они дополняют друг друга, являясь частями единого пищеварительного тракта, переваривающего и перемалывающего современную Россию.
     Либеральные фундаменталисты, снижая налоги, передают общественные ресурсы бизнесу и принимают на себя ответственность за негативные последствия этого. Вызываемое их действиями недовольство формирует социальную базу силовиков, обеспечивая им поддержку общества, а значит - возможность «доить» бизнес для удовлетворения личных и клановых аппетитов и амбиций.
     Когда этот паразитирующий на России организм приведет ее к закономерному системному кризису, а себя - к гибели, мы должны быть готовы не к борьбе за власть, но к политической модернизации и созиданию ответственного и разумного государства.
     В противном случае мы погибнем.

Русская цивилизация

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015