На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

После СНГ: одиночество России

2005.08.22 , "Россия в глобальной политике" , просмотров 847
Серия «цветных» революций в ряде государств постсоветского пространства резко изменила ближайшее окружение России, создав качественно новую геополитическую реальность. К сожалению, руководство нашей страны до сих пор не только не предприняло попыток скорректировать в этой связи свою политику (как внешнюю, так и внутреннюю), но и даже не продемонстрировало стремление к осознанию масштаба произошедших изменений.
ПРИНЦИП «БОЛЬШОГО РАЗМЕНА»
Анализ внешнеполитических действий российского руководства в первую «пятилетку Путина» создает ощущение последовательного отказа от всех возможностей влияния на страны дальнего зарубежья. Здесь и уход с принципиально значимых в стратегическом отношении военных баз в кубинском Лурдесе и во вьетнамской бухте Камрань, и крайняя сдержанность в вопросах сотрудничества со многими традиционными партнерами, и несамостоятельная позиция в международных организациях, и списание колоссальных долгов (которые, даже будучи безнадежными, являются инструментами влияния), что превратило далекую от процветания Россию в крупнейшего донора Третьего мира, и многое другое.
И общая направленность, и конкретные недочеты российской внешней политики последних лет обусловлены не столько идеологическими установками, сколько стремлением действовать по схеме «большого размена» с развитыми странами, в первую очередь с США. Кремль прагматично преследует вполне конкретную цель – «обменять» остатки своего влияния в дальнем зарубежье (которое унаследовано от СССР и с которым, в общем, непонятно, что делать) на признание развитыми странами его доминирующей роли на постсоветском пространстве, исключая «подобранную» Европейским союзом Прибалтику.
Конечно, принципиальное отсутствие в России специализированных структур, занимающихся анализом, выработкой и согласованием (как с собственными «внутриполитическими» ведомствами, так и с иными государствами) ее внешней политики, не может не накладывать отпечаток на адекватность действий государства в этой сфере. Однако даже знаменитое «ситуативное реагирование» все равно не может осуществляться вне некой общей парадигмы, пусть не формализовавшейся, но подразумевающейся большинством участников внешнеполитического процесса.
В целом схема «большого размена» работала успешно. На всем протяжении «оранжевой революции» представители США вели себя на редкость корректно. Они не противодействовали ни возможной победе Виктора Януковича, ни потенциальной реализации более жестких сценариев, способных впоследствии получить поддержку со стороны официальных российских властей.

В Грузии, где западные фонды, как широко утверждалось, сыграли весьма важную роль, принципиально значимую часть революционных задач на самом важном – первом – этапе выполнили российские акторы, стремившиеся к скорейшему решению ряда конкретных проблем (например, к прекращению полетов вдоль южных границ России самолетов, оснащенных системой АВАКС, или к организации совместного патрулирования границы). Что же касается «тюльпановой революции» в Киргизии в конце марта – начале апреля 2005 года, то она вообще оказалась полной неожиданностью для развитых стран.

Таким образом, до самого последнего момента Запад был готов передать российскому управляющему классу глобальную ответственность за состояние не очень существенного, но потенциально опасного постсоветского пространства. Однако в конечном итоге эта схема рухнула из-за одностороннего нарушения ее не развитыми странами, а российскими чиновниками, еще раз продемонстрировавшими неспособность управлять чем бы то ни было. Разумеется, сыграла свою роль и пресловутая административная реформа, парализовавшая государственный аппарат, но она лишь сделала более явной неэффективность бюрократии, полностью освободившейся от контроля со стороны общества.

СМЫСЛ ПОСТСОВЕТСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

С легкой руки отдельных российских политиков стало модным считать Содружество Независимых Государств исключительно «ликвидационной конторой», призванной обеспечить «цивилизованный развод» и смягчить «фантомные имперские боли» России. Если трактовать значение СНГ лишь в этом узком смысле, то очевидно: его миссия действительно завершена, потребность в нем отпала, и оно должно окончательно переродиться в клуб региональных лидеров, которые время от времени будут вести друг с другом ни к чему не обязывающие беседы и иногда реализовывать совместные гуманитарные программы.

Однако постсоветская интеграция, как таковая, обращена не только в прошлое, но и в будущее. Ведь региональная интеграция – единственный способ выживания относительно слабо развитых стран в условиях неуклонного обострения международной конкуренции, обусловленного глобализацией. Потребность России в постсоветской интеграции носит сугубо практический характер и связана прежде всего с тем, что Советский Союз, при всей разнородности его территории, являлся единым живым организмом, все части которого зависели друг от друга. Между тем за 14 лет, прошедших после разделения СССР на независимые государства, большинство хозяйственных, политических и человеческих связей, соединявших бывшие советские республики в единое целое, разрушены.

Решить же за истекший период позитивную задачу – обеспечить условия для успешной эволюции вновь созданных государств – так и не удалось. Более того, несмотря на отдельные безусловные успехи, ни одна из этих стран не демонстрирует способность к самостоятельному развитию, а следовательно, и к нормальному функционированию в будущем. (Единственным исключением, и то с весьма существенными оговорками, может быть признана лишь Россия.)

Безболезненность выхода Польши, Финляндии и стран Прибалтики из состава Российской империи после Великого Октября во многом объяснялась тем, что империя, прежде чем отпустить народы этих стран в самостоятельное плавание, «воспитала» их до уровня, позволявшего самостоятельно существовать в Европе. В этом заключалось ее принципиальное отличие от западных империй, которые предоставляли независимость в том числе и неподготовленным к самостоятельному развитию народам, что вело к социальным катастрофам и деградации, как, например, это имеет место в большинстве государств современной Африки. Распад Советского Союза был страшен не сам по себе, а именно тем, что независимость получили общества, не готовые к ней, не доросшие до того, чтобы самим управлять своей судьбой. Когда Россия фактически отказалась влиять на них, она проявила преступную безответственность и в итоге принесла неисчислимые бедствия якобы освобожденным ею народам.
Во всех постсоветских государствах к власти пришла бюрократия, вообще не способная обеспечивать грамотное управление. Ни одно из них не является экономически самостоятельным и не может обойтись собственными силами (даже богатейшая Украина, как показывает практика, обеспечивает свои потребности прежде всего за счет воровства российского газа). Ни одному из них (за исключением стран Балтии, сразу взятых Евросоюзом под свое крыло) не удалось обеспечить не то что советский, а просто приемлемый уровень жизни. Все это, конечно, не только наследие (которое в принципе может быть когда-нибудь изжито) тоталитарного режима с его «разлагающим влиянием», но и результат объективных экономических процессов.
Таким образом, Россия оказалась окружена полукольцом территорий, не способных к саморазвитию и нуждающихся во внешней поддержке, причем не только и не столько финансовой, сколько политической, организационной и моральной. По сути дела, в постсоветских странах, большинство которых прошли через массовое изгнание русскоязычного населения (по существу, этнические чистки) и массовую же эмиграцию специалистов, надо заново создавать общества.

Но за решение этой задачи развитые страны взялись только в одной, наиболее цивилизованной части постсоветского пространства – в Прибалтике. Даже самые оптимистичные прогнозы исключают возможность того, что они расширят сферу своей реальной ответственности на какие-либо другие страны, кроме разве что небольшой Молдавии. (Китай, опираясь на Шанхайскую организацию сотрудничества, проявляет большой интерес к стабилизации в Центральной Азии, но он не только не сможет, но и не захочет действовать в этом направлении в одиночку, без участия России).

Это означает, что всем остальным странам постсоветского пространства не останется ничего другого, как либо развиваться при действенной помощи России, либо не развиваться вообще, продолжая деградировать. Между тем деградация постсоветского пространства приведет к возникновению там хаоса, что неминуемо будет означать и хаотизацию нашей страны. Противостояние хаосу на дальних, постсоветских рубежах принесет России больший эффект и позволит сэкономить значительно больше средств, чем наведение порядка внутри нашего общества.

Иначе говоря, если российское руководство не хочет получить в Москве второй миллион не интегрирующихся с коренным населением азербайджанцев, оно должно приложить усилия для нормализации развития Азербайджана и неуклонного повышения уровня жизни его населения. Если руководство России желает остановить пандемию наркомании, ему следует обеспечить такое развитие Таджикистана, которое позволило бы его населению зарабатывать на жизнь созидательным трудом, а не только транзитом афганского героина.

Одним словом, требуется неуклонное углубление и наращивание постсоветской интеграции. Понятно, что усилия подобного рода приобретают длительный, а следовательно, и успешный характер только в том случае, если они взаимополезны и, кроме того, предусматривают коммерческую выгоду для негосударственных, включая и российских, участников. Стало быть, разумный подход России к своей территории и к собственному внутреннему рынку – как товаров, так и рабочей силы – мог бы лечь в основу ее политики в отношении новых суверенных стран – бывших союзных республик.

Постсоветские государства привыкли считать доступ к внутреннему рынку России и возможность транзита через ее территорию чем-то само собой разумеющимся. Между тем простое уважение их суверенитета требует отношения к ним как к равноправным и соответственно обособленным субъектам международной жизни, в том числе и в том, что касается доступа к российским рынкам и территории.

Это не означает некоего «нового изоляционизма» – просто Россия должна начать по-хозяйски относиться к своим владениям и, в частности, воспринимать свои рынки и свою территорию именно как свои, а не как находящиеся в чужой собственности или, по крайней мере, в свободном доступе для всех желающих. В рамках данной парадигмы логично рассматривать доступ к своему рынку и к своей территории как услугу, подразумевающую ответные услуги, например такие, как предоставление российскому капиталу преимущественных прав на приобретение тех или иных объектов собственности и особый статус граждан России на территории соответствующих стран. Подобные встречные услуги и станут своего рода «платой за развитие».         

ПРОБЛЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА С УКРАИНОЙ
В настоящее время уже практически не вызывает сомнений тот факт, что «оранжевая революция» в Украине окончательно развеяла надежды на интеграционистские возможности Содружества Независимых Государств в его современном виде. Действительно, только представители российской бюрократии с ее навыками самоотверженного игнорирования реальности могут делать вид, что жесткая европейская ориентация нынешнего руководства Украины никак не разрушает идею Единого экономического пространства. Ведь если Европейский союз не желает даже говорить о возможном включении в его состав Украины, то это отнюдь не означает, что со стороны украинского руководства не последует односторонних шагов, не только исключающих углубление ее интеграции в Россию, но и, напротив, ведущих к неминуемой дезинтеграции экономик двух стран.

Так, Украина намеревается снизить пошлины на импорт европейского продовольствия (причем его производители получают наибольшие объемы субсидирования в мире) с нынешнего запретительного уровня до 10–20 %. Понятно, что данная мера вынудит Россию ввести в отношении Киева новые серьезные ограничения, с тем чтобы не допустить уничтожения собственного сельского хозяйства. Это в свою очередь и резко осложнит переговоры России о ее членстве в ВТО (а с ними – и весь комплекс отношений с развитыми странами), и обострит ее отношения с нынешним украинским руководством.

Существует и проблема сворачивания в соответствии с интересами Запада украинского ВПК, в том числе предприятий, жизненно важных для российского оборонного комплекса. Нельзя исключать возможность того, что украинская конверсия, осуществляемая на американские деньги (или, по крайней мере, под американские обещания), создаст сложности даже для стратегической компоненты российской обороноспособности.

Возможно, в ближайшие годы актуальной станет и защита некоторых видов российской собственности в Украине, в первую очередь недвижимости в Крыму, принадлежащей в том числе гражданам России – физическим лицам. Вместе с тем не вызывает сомнения, что возрастет роль Украины как убежища российских собственников, прежде всего средних и мелких, ищущих спасения от произвола и насилия со стороны «силовой олигархии» (под этим термином понимается доминирующий в современной России социальный слой, представители которого связаны с государственными структурами и широко применяют насилие от имени Российского государства и якобы в его интересах или угрозу применения такого насилия для личного обогащения).

Обострятся традиционные разногласия, связанные с оплатой Москвой газового транзита, с одной стороны, и «несанкционированным отбором» газа Киевом – с другой, не говоря уже о противоречиях по такому болезненному для Украины вопросу, как цена на российский и туркменский газ. Наконец, действия нынешних украинских лидеров по сдерживанию цен на нефтепродукты способны сильно ударить по карману российских нефтяников. (От этого могут пострадать и «силовые олигархи», которым отечественные нефтяные компании, работающие в Украине, вынуждены передавать значительную часть своих доходов. Поскольку решающую роль в определении российской политики играет как раз «силовая олигархия», можно ожидать и существенных политических – правда, асимметричных – шагов).

Российское руководство до сих пор не выработало свое отношение к указанным проблемам, и значит, эти проблемы, пока еще внешние, будут в дальнейшем только обостряться и постепенно  превратятся  во внутренние.

НАСТУПЛЕНИЕ ИСЛАМА

Главная же угроза дестабилизации России исходит, конечно, от стремительной экспансии радикального ислама. Вопреки расхожему мнению, распространение исламистских настроений в постсоветских государствах обусловлено не столько внешними, сколько внутренними факторами: последовательно проводимая и поддерживаемая Россией социально-экономическая и административная политика правительств этих стран такова, что ислам там становится единственным общедоступным инструментом реализации присущей человеку тяги к справедливости.

Надо отметить, что ислам, проповедующий идеи социальной справедливости, повсюду завоевывает новые позиции; на постсоветском же пространстве эта тенденция проявляется особенно ярко вследствие резкого падения уровня жизни и всеобщего ощущения безысходности. Социальный характер современного ислама практически ставит его на место дискредитированной коммунистической идеологии. (Интересно, что партия «Хизб-ут-Тахрир», имеющая широкую сеть по всей российской территории, стремится к построению всемирного исламского государства, допуская возможность его создания поначалу и «в отдельно взятых» странах, в частности в России.)

Главная причина восстания в Киргизии – невыносимые условия жизни большинства населения. Аналогичные проблемы – в Узбекистане, Таджикистане и Туркмении. Киргизская революция привела к власти представителей так называемых южных кланов, которые традиционно, несмотря на жесткие контрмеры Аскара Акаева, укрывали у себя представителей Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и соответственно были связаны с наркомафией.

Что касается восстания в узбекском Андижане, то его успешное подавление режимом Ислама Каримова не является стратегически значимым, поскольку не устранены ни причина восстания – массовая нищета и отчаяние, ни «субъективный фактор» будущей революции в лице ИДУ. В этих условиях ужесточение репрессий лишь провоцирует выступления против власти.

В стратегическом плане свержение Каримова представляется почти неизбежным. Между тем плоды народного восстания в исламских странах обычно пожинают силы, связанные с радикальными исламистами. Революция в Киргизии не станет исключением. Она неминуемо активизирует деятельность радикальных исламистских структур и, весьма вероятно, приведет к формированию, по крайней мере в Ферганской долине, исламского государства, существующего в значительной степени за счет наркобизнеса, – аналога Афганистана времен талибов, только на тысячу километров ближе к России. Поэтому Москве надо сделать все, чтобы избежать такого хода событий, прежде всего добиться от киргизского руководства смены социально-экономического курса – единственной меры, способной предотвратить массовые беспорядки в стране. Но с этой задачей российская бюрократия не справится не только из-за своей неэффективности, но и из-за присущего ей пренебрежения социальными интересами граждан (как собственных, так и любых других). Последствия такого сценария нетрудно предугадать. Это – дальнейшее продвижение радикального ислама, грозящее разделением российского общества на две различные общины, а также усиление террора и новый виток пандемии наркомании.

«ЦВЕТНЫЕ» РЕВОЛЮЦИИ И РОССИЯ

Таким образом, драматическое ослабление влияния российской бюрократии на ближнее зарубежье привело к появлению качественно новых проблем, которые она не в состоянии решить и которые могут способствовать дестабилизации российского общества, повышая вероятность революционного развития.

При всех своих национальных особенностях «цветные» революции имеют общие родовые черты. Прежде всего это насильственная смена власти, организованная небольшой энергичной группой людей и осуществляемая под прикрытием демократических процедур и лозунгов; при этом, как показал киргизский опыт, наличие сильной организованной оппозиции, не говоря уже о популярных и эффективных лидерах, не обязательно.
Важнейшим фактором революции является иное – массовый характер недовольства (и в том числе непременно в среде элиты) правящим режимом и неадекватность последнего, то есть неспособность упредить революцию, удовлетворив хотя бы наиболее острые потребности общества.
С этим условием в современной России всё в порядке: почва подготовлена. 85 % населения страны – малоимущие (по данным социологических исследований Центра Юрия Левады, к таковым относятся граждане, которые не имеют денег на покупку простой бытовой техники), значительно пострадавшие в результате монетизации льгот и с недоверием относящиеся к грядущей коммунальной реформе. При этом суть сложившейся политической системы состоит в освобождении и государства, как такового, и обслуживающих его чиновников от какой-либо ответственности, в том числе перед населением. Демонстрируя формальную лояльность высшей власти, бюрократия получила полную свободу произвола. Демократия, как институт принуждения государства к несению ответственности перед обществом, практически искоренена.

Правящая бюрократия умудрилась восстановить против себя наиболее значимые для российской политической жизни «группы влияния». Региональные элиты лишились политических прав, не получив никаких компенсаций. И даже силовые структуры – опора правящей бюрократии – подверглись сильнейшему унижению в ходе монетизации льгот и раздражены откровенной неспособностью руководства страны защищать национальные интересы (особенно болезненно они воспринимают именно провалы на постсоветском пространстве, являющемся в их глазах «задним двором» России).

Нынешняя модель экономики в принципе не способна к саморазвитию. Она представляет собой некий устойчивый симбиоз: с одной стороны, либеральные фундаменталисты, отбирающие у населения деньги в пользу бизнеса в ходе псевдолиберальных реформ, с другой – «силовая олигархия», отнимающая эти же деньги у бизнеса для непроизводительного потребления. При этом растущие аппетиты «силовых олигархов» (по некоторым оценкам, уже в 2004 году их доля достигала 25 % оборота ряда крупных коммерческих предприятий) не позволяют большинству видов бизнеса нормально развиваться.

В этих условиях все более актуальным становится вопрос не о смене власти, как таковой, а о модели этой смены.

Ясно, что российский вариант будет отличаться от украинского. У нас можно ожидать иную степень озлобленности народа, наличие сильнейшего исламского фактора (ведь исламские общины практически не имеют представительства на федеральном уровне), а также реальное воздействие на ситуацию со стороны международного (а не только чеченского и дагестанского) терроризма.

Отличия от другого крайнего – киргизского – сценария тоже очевидны. Поскольку российскому обществу не свойственно клановое устройство, российские «революционеры» будут вынуждены делать ставку не на «своих», а на привлекательные и хоть как-то проработанные идеи. Вместе с тем не вызывает сомнения, что российская власть окажет серьезное сопротивление, которое выкует последовательных и дееспособных лидеров из аморфного оппозиционного конгломерата.

Таким образом, нестабильность в ряде стран СНГ, вызванная срывом процессов постсоветской интеграции в результате неадекватных действий нынешней российской бюрократии, может стать катализатором драматических процессов оздоровления политической системы в России. К власти должно прийти новое поколение политиков, ответственных перед своей страной и способных осуществить как модернизацию самой России, так и постсоветскую реинтеграцию.

<<< Назад Статьи автора  Постоянный адрес  Версия для печати
КОММЕНТАРИИ
Акрам22-07-07 12:41
hivon@mail.ru
Охирги иборангиз билан мен юз фоиз кушиламан. Россиянинг бевосита кумагисиз хозирги Узбекистондаги режимни тинч йул билан огдариб булмайди, мен айтмокчиманки Россия билан факат музокора ва яна музокора олиб бориш шарт ва зарур, чунки геополитика нуктаи назаридан Узбекистондаги ички бекарорлик Россия учун хафвлидир яъни уз урни ва уз таъсирини юкотиб куйиш мумкин. Хозирги Оппозиция бундан унумли фойдаланиш шарт яъни Узбекистондаги хокимият билан Россия муносабати хозирги вактда яхши деб булмайди. Мен хохлардимки 26 млн.кишилик халкни келажиги эмас хозир яхши фаровон яшаши учун 100 йилга Россия билан унинг 87 чи субъекти сифатида кабул килишлиги хакида шартнома тузиш тарафдориман. Чунки 16 йиллик мустакиллик вакти курсатдики бу узбек амалдори оддий узбек халкини хеч качон гамини колаверса яхши хаёти хакида уйламас экан,мен узбек амалдорларини Африкадаги ёввойи халкка (мизантропия) ухшатаман улардан у дунё бу дунё яхшилик чикмайди, улар хатто шайтонни алдаб бойлигини тортиб олади, уларга бойлик, кайиб сафо булса бас, 16 йил ичида канчадан канча аёлларимиз етишмовчилик туфайли фохишага айланди, ва хакозо. Мен узга юртга келиб олий маълумот эгаси булсамда паст тошларга уриб булса хам оилам тузукрок яшасин деб ишлаб юрипман, мен хам хозирги сиёсат курбонига айланганман. Эх Ислом Каримов кани эди Сизга озгина хис туйгу деган оллох томонидан юбориладиган неъмат булганда эди, бутун халнинг 85-90 фоизи бунчалик кашшок яшамаган булар эди. Мен иктисодчиман хар кандай мавзуда бахслаша оламан,Каримов режими хеч кандай важ курсатолмайди узининг сиёсати тугри эканлигига. Хайр,насиб булса 10 йилдан кейин сиёсат майдонига куришгунча.
Dono Bobo30-08-05 15:55
Hoji Bobo
Feruza nahotki shunday katta UZBkistonda aqlli odamlar yuq deb uylaysiz.Yana ulug ogamiz, rus ogamiz deb bosh egib yashashimiz kerak.Siz va siz bilan ham fikr bulganlar bir narsani bilib quyinglar.CHetdan kelib sizlarga SHAKAR berib, UZBkistonning ASALINI olib ketishadi.Hech qachon chetdan begaraz yordam kutmang.SHAYTANAT asarini uqqan bulsangiz, Asadbek kuyinib alam bilan aytgan gapi bor.IKKITA UZBEK KELISHA OLMAY, BIR CHECHENNI OLDIGA BORGANIDAN KURA OLGANI YAHSHI.
Dono Bobo30-08-05 15:55
Hoji Bobo
Feruza nahotki shunday katta UZBkistonda aqlli odamlar yuq deb uylaysiz.Yana ulug ogamiz, rus ogamiz deb bosh egib yashashimiz kerak.Siz va siz bilan ham fikr bulganlar bir narsani bilib quyinglar.CHetdan kelib sizlarga SHAKAR berib, UZBkistonning ASALINI olib ketishadi.Hech qachon chetdan begaraz yordam kutmang.SHAYTANAT asarini uqqan bulsangiz, Asadbek kuyinib alam bilan aytgan gapi bor.IKKITA UZBEK KELISHA OLMAY, BIR CHECHENNI OLDIGA BORGANIDAN KURA OLGANI YAHSHI.
aziatsky hohol29-08-05 19:55
hohol@earthlink.net
Rebiata, davaite jit drujno!
Анатолий29-08-05 15:04
czvfjn@yandex.ru
К великому сожалению, Михаил Делягин превратился в банального графомана, и это не удивительно. Ведь для того чтоб писать, надо досконально владеть темой, а для этого нужно её изучать. Но Делягин, действительно в свое время много знавший, сегодня только пишет, и не успевает отслеживать глубинные процессы и рассматривать их в увязке. Видно голова у парня закружилась от первых лучиков славы.
nik : Ilham Kurbanov , NY,USA28-08-05 23:41
altriadesignv@aol.com
Dear AZIZJON
nik: Ilham Kurbanov28-08-05 23:38
altriadesignv@aol.com
Dear AZIZJON Ne ojidal takoy reakcii ,tak vot ya ne Malikov i ne Pulatov kak vi dumaete,i ne chlen oppozicionnoy partii. Daje esli eto tak kak vi opisali to vsem yasno chto krupnii biznesmeni v oppoziciu u nas perehodyat tolko v tom sluchae esli u nih otobrali ili pitautsya otobrat "kusok piroga",a esli ih ne trogaesh to oni na vse budut zakrivat glaza i lizat ondo mesto I.A.K dalshe. Interesno gde bil ranshe Sanjar Umarov kogda ego nikto ne trogal.....
Азиз28-08-05 21:59
ark@hotmail.com
Во первых сколько на этом форуме "УЗБЕКОВ" и все по моему из нашего снб -там сидят парни на форумах и пишут или в защиту каримова типа -всецело поддерживаю или против этой солнечной коалиции -мол Гульнара стоит или ещё что то -так вот тому из NY USA отвечаю- вероятно это вы Бобур Маликов или Пулатов или ещё кто ? Запомните вы нападая на солнечную коалицию только льёте воду на каримовскую мельницу ! кто вам сказал что эта коалиция гульнары ??? это по этому вся семья Умарова бежала в США, это по этому против его фирм снб через прокуратуру открыло дело ? и теперь есть информация что гульнара каримова положила глаз на фирмы Умарова - вы это знаете ? а партия Озод Дехкон это костяк этой коалиции ! Остальным -ТОМУ КРИТИКУ АВТОРА ПОД НИКОМ УЗБЕК -СТАТЬЯ ОТЛИЧНАЯ !ДИАГНОЗ ТОЖЕ ! А ТЕБЕ СКАЖУ -ЕСТЬ ПОСЛОВИЦА У НАС УЗБЕКОВ УПАЛ С ЛОШАДИ ,НО НЕ ЖЕЛАЕТ СОЙТИ С СЕДЛА -ТАК ТАКИЕ КВАСНЫЕ ПАТРИОТЫ БУДУЧИ В ДЕРЬМЕ КАРИМОВСКОМ МНЯТ СЕБЯ В РОЗОВОМ САДУ ,А ВОНЬ ПРИНИМАЮТ ЗА АРОМАТ УЗБЕКСКОЙ МОДЕЛИ ! ПО МОЕМУ ЭТО ДИАГНОЗ!
Азиз.28-08-05 21:56
ark@hotmail.com
Во первых сколько на этом форуме "УЗБЕКОВ" и все по моему из нашего снб -там сидят парни на форумах и пишут или в защиту каримова типа -всецело поддерживаю или против этой солнечной коалиции -мол Гульнара стоит или ещё что то -так вот тому из NY USA отвечаю- вероятно это вы Бобур Маликов или Пулатов или ещё кто ? Запомните вы нападая на солнечную коалицию только льёте воду на каримовскую мельницу ! кто вам сказал что эта коалиция гульнары ??? это по этому вся семья Умарова бежала в США, это по этому против его фирм снб через прокуратуру открыло дело ? и теперь есть информация что гульнара каримова положила глаз на фирмы Умарова ? вы это знаете ? а партия Озод Дехкон это костяк этой коалиции ! Остальным -ТОМУ КРИТИКУ АВТОРА ПОД НИКОМ УЗБЕК -СТАТЬЯ ОТЛИЧНАЯ !ДИАГНОЗ ТОЖЕ ! А ТЕБЕ СКАЖУ -ЕСТЬ ПОСЛОВИЦА У НАС УЗБЕКОВ УПАЛ С ЛОШАДИ ,НО НЕ ЖЕЛАЕТ СОЙТИ С СЕДЛА -ТАК ТАКИЕ КВАСНЫЕ ПАТРИОТЫ БУДУЧИ В ДЕРЬМЕ КАРИМОВСКОМ МНЯТ СЕБЯ В РОЗОВОМ САДУ ,А ВОНЬ ПРИНИМАЮТ ЗА АРОМАТ УЗБЕКСКОЙ МОДЕЛИ ! ПО МОЕМУ ЭТО ДИАГНОЗ!
Anonimous28-08-05 05:36
altraidesignv@aol.com
Feruzahon Pojalusta obisnite mne dlya chego etot maskarad s "Solnechnoy Koolociey",ved vsem izvestno chto ideologom sozdania"Sushine Izbekistan" yavlyaetsya Gulnara Karimova,a Sanjar Umarov imeet tesnie finansovie bizness svyazi s ney.Tak chto nikakaya eta ne oppoziciya,a prosto dlya togo chtobi sbit s tolku storonikov sverjeniya diktatora Karimova,kotorih posle Andijanskogo rastrela stalo namnogo bolshe, i sohranit vlast v sluchae revolucii. A vam bi ya rekomendoval esli vi deistvitelno v oppozicii vstupit v realnie oppozicionnie partii takie kak BIRLIK,Ozod Dehkon ili Erk. Udachi Ilham NY,USA
узбек28-08-05 02:32
Очень поверхностная и тенденциозная статья. Автор либо элементарно очень плохо разбирается в тех вопросах, которые он поднимает в статье, - по-всей видиости, ему просто не хватает компетентности, либо преднамеренно искажает реальную картину процессов, происходящих на территории бывшего СНГ. В любом случае, очень жаль, что российскую политику на постсоветском пространстве определяют подобные малограмотные люди. По-крайней мере последние 15-20 лет, со времен пресловутой перестройки.
Mai27-08-05 23:04
timur200401@mail.ru
Karimovu spasibo chto vse ego podchenenie mogut jit kak schitaut nujno sami ego devochki Gula i drugie ego okrujauchee porahurlar znaut kak jit chtobi bednie ne jili a suchestvovali pozor nam uzbekam jit s takimi ludmi
uzbek26-08-05 04:40
Ya za Islama karimova.day bog emu dolgoy jizni.Inshoolloh.a solnochnoy koalicii tyomnoy nochi inshoollloh!!!!!!!!!
samarqandiy26-08-05 04:38
Feruza sani kutinga karimovning qutogi kirsin
french uzbek student25-08-05 18:45
ozod turkiston
naivnaya firuza tiy chto dumaesh rossia pomojet uzbekistanu rossya i radikalniy islam eti osnovnie vragi uzbekistana
Abdulla25-08-05 00:44
charq @ mail.ru
Feruza ti prodajnoe chukura s sajsrom
Anonimous23-08-05 21:52
everybody loves russia in Uzbekistan that is way millions of uzbeks right now in Russia, working and feedeing their families. Uzbeks always respect Russians
гость23-08-05 20:53
dogadaysya@mail.ru
да россия, поступила очень подло, поддержав режим Каримова, и тем самым поддержала растрелл мирных жителей
sdfs23-08-05 19:26
sdfsd@sef.ru
everybody hates russia in uzbekistan after andijan massacre
Tatybaeva Feruza23-08-05 12:17
firuza.tatybaeva@uz.abnamro.com
Уважаемый Господин Делягин! С чувтвом огромного удовлетворения прочитала Вашу потрясающе глубокую аналитическую статью. Значит есть в России люди четко разбирающиеся в ситуациях, сложившихся в странах СНГ. Я представитель оппозиционной коалиции "Солнечный Узбекистан" Вы можете прочитать о нас на нашем сайте www.sunshineuzbekistan.org. Мы очень нуждаемся в моральной поддержке России и были бы очень благодарны Вам, если бы Вы могли нам помочь в этом. Дело в том, что события в Узбекистане развиваются стремительн, и Россия в очередной раз может упустить шанс сыграть активную и главное позитивнцю роль в неминуем процессе смены власти. В итоге Россия может получить враждебно настроенного, ортодоксально ориентированного соседа, либо светский, демократический, заинтересованный в экономичеком сотрудничестве с Россией Узбекистан. В данное время сильны антироссийские настроения в нашем обществе из-за очень странной позиции Росии по Андижанскому вопросу, как всегда в последнее время диссонирующую с всеобщим осуждением неадекватных действий Каримова в Европе и США. Еще есть время и возможность узбекской оппозиции вместе с Россией решить проблемы страны мирным путем. Наши страны совместно с Казахстаном могли бы выступить инициаторами, а главное реализаторами идей региональной кооперации в Евразийском масштабе. В этом историческая миссия России. Если у Вас будет время и желания связаться с накми, мы будем счастливы поделиться нашими планами. С уважением, Фируза Татибаева.
Автор:
Email:
Комментарий:
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
©2002-2007 Россия в глобальной политике. Programming & design - ИА "Росбалт"

 

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015