Стремительное развитие социальных сетей и в целом разнообразных сервисов вызвало лавинообразные изменения, которые поражают воображение, а часто просто не укладываются в сознании.
Адепты и пропагандисты «дивного нового мира», как правило, имеют внятный коммерческий интерес, но даже в случае своей добросовестности так же, как и все остальные, не понимают, что делать в новой реальности, и не представляют, каким именно образом она меняет человека.
Сегодня ясно, что, помимо обычной природы и технологической среды, мы выстроили себе третью сферу обитания – социальные сети, которые вовлекают нас в активную деятельность, притягивают наше внимание и предельно жестко (хотя и незаметно) ограничивают степени нашей свободы, трансформируя наши ценности, образ действия и, в конечном итоге, личность.
Социальная инфраструктура, уже созданная социальными сетями, во многом определяет само наше сознание, - и активность наших действий в ней свидетельствует не только о снижении издержек, но и о формировании новой, коллективной сущности, в которой человек оказывается лишь частичной, а не целостной и самодостаточной личностью.