«Наше государство выглядит ужасно»: но, разрушив государство, можно лишиться его навсегда

Нужен ли России официальный День памяти жертв либеральных реформ?


Переживет ли российский цирк свой вековой юбилей?

События

16.09.2019 22:10

Михаил Делягин

1519  10 (1)  

Переживет ли российский цирк свой вековой юбилей?

Данное письмо пришло с анонимного электронного адреса и представляет собой, как следует из краткого приложения, крик души работников Росгосцирка, подвергаемого сейчас традиционному для РФ либеральному реформированию (и, насколько можно понять, под страхом увольнения лишенных возможности высказывать свое мнение о том, что с ними творят). Мы надеемся, что вопиющие факты, приведенные в материале, будут аргументированно опровергнуты официальными структурами, - хотя поразительное сходство описываемого с уже произошедшим в других отраслях производит впечатление полного правдоподобия.

Впрочем, отношение российских властей к цирку (бывшему для Советской власти одним из важных источников средств наряду с кинематографом), похоже, представляет собой сочетание хипстерского "надо уничтожить все цирки - там животных мучают" с либерально-реформаторским "а что нельзя просто украсть - официально приватизировать и расчистить место иностранному бизнесу!"

Итак, обращение:

"Казалось бы, нет ничего более мирного и радостного чем цирк – кстати, как раз сейчас, в эти дни российский цирк как единая организация, объединяющая сотни артистов и десятки манежей по всей стране отмечает вековой юбилей. От невероятно развитой и щедро финансируемой советским государством системы Союзгосцирка нынешнее федеральное казенное предприятие «Российская цирковая компания» получила колоссальное наследство, и это не только уникальные творческие коллективы и знаменитые цирковые династии.

В эпоху СССР тщательно создавалась материальная база, включающая в себя здания стационарных цирков, гостиницы и общежития, учебные заведения и многие другие объекты. В масштабах страны эта материальная база оценивается в многие миллиарды рублей и неудивительно, что в эпоху «дикого капитализма» появились желающие прибрать к рукам собственность, создававшуюся трудом многих предшествовавших поколений цирковых деятелей.

Как ни жаль это признавать, но Росгосцирк подошел к своему юбилею в состоянии стагнации и хаоса. Продолжающаяся в последние годы чехарда в руководстве компании, бесконечные смены генеральных директоров и весьма странная коммерческая деятельность, ведущаяся вокруг формально государственного предприятия вызывает вопросы к Министерству культуры и его руководителю: не станет ли начало второго столетия истории российского цирка эпохой его гибели как единой и продолжающей худо-бедно но все-таки работать структуры? За последние годы число попавших на страницы СМИ скандалов, связанных с коррупционной деятельностью в Росгосцирке превышает все разумные пределы, но Минкульт на них реагирует лишь снятием очередного директора с отправкой «на кормление» подальше от столицы и центрального офиса.

В качестве примера приведем сумбурную деятельность Дмитрия Иванова, бывшего директора цирка в Ижевске, занявшего должность главы Росгосцирка в 2016 году. Дла начала господин Иванов перетащил из Ижевска в московский главк всех возможных друзей-родственников, устроив в центральном офисе настоящую чистку среди старых сотрудников ради освобождения вакансий. Его заместителем, а заодно и главой петербургского цирка Чинизелли становится бывший директор Ижевского зоопарка Сергей Беляков, отдельно прославившийся поддельным дипломом о высшем образовании – этот факт был установлен Дорогомиловским судом Москвы, однако в Минкульте на такие мелочи традиционно не обратили внимания: какая чепуха, одним из ведущих подразделений госкорпорации руководит человек мало того, что без профильного образования, так еще и подделавший диплом! Впрочем, господин Беляков, после скандальной отставки своего патрона, даже исполнял обязанности директора Росгосцирка – это при том, что министерство обязано было как минимум знать об уголовном деле 2011 года, когда их двоих еще в Ижевске ФСБ обвинила в выводе более 120 миллионов бюджетных рублей по фиктивным контрактам на организацию цирковых представлений с подставными компаниями ООО "Премьера" и ООО "Планета". Думается, никто не удивится, узнав, что бенефициаром этих компаний была жена господина Белякова Марина Кузьмина...


В годы управления госпредприятием ижевскими деятелями культуры происходили и прочие удивительные вещи. Дочерняя компания корпорации «Цирк-Сервис» была наделена исключительными правами на реализацию поставок и аренду помещений, находящихся в федеральной собственности – коррупционная емкость здесь исчисляется в десятки и сотни миллионов рублей. Разумеется, никаких прозрачных тендеров и конкурсов не велось, зачем такие глупости, когда на кону стоят огромные деньги? Показательный пример – арест Следственным комитетом финансового директора цирка в Астрахани, который за взятку наличными был готов уступить частному предпринимателю торговать в цирке напитками и сувенирами без заключения официального договора. В итоге при господах Иванове и Белякове государственные цирки начали напоминать не учреждения культуры в ведомстве соответствующего министерства, а стихийные базары эпохи недоброй памяти 90-х годов: в цирке Курска почему-то торгуют нижним бельём и шубами, в Брянске рыбой (кстати, куда смотрит Санэпиднадзор? Вы можете себе представить рыбную торговлю, например в Большом театре – таком уже учреждении Минкульта?) и так далее. Всей это красотой неописуемой ведает, разумеется, «Цирк-сервис», а договоров и контрактов никто и в глаза не видывал – это миллионы неучтенной налички, отсутствие налогов в бюджет и испарившиеся незнамо куда деньги за аренду государственных площадей. Впрочем, мы подозреваем куда именно, но этот факт должны наконец-то установить следственные органы, а судьбу фигурантов решить суд.

Вопиющий пример – исчезновение Ижевского цирка со всей инфраструктурой из списка из штата Росгосцирка и превращение его в отдельное юридическое лицо: Иванов с Беляковым подготовили себе путь к отступлению из Москвы в случае возникновения трудностей и попросту реквизировали государственное имущество. Или вот замечательный пример их деятельности во времена директорствования: цирк Чинизелли в Санкт-Петербурге в процессе перехода в состав госкорпорации дважды покупает одну и ту же программу представлений труппы братьев Запашных "ЦиркUS 2.0" – сперва как ликвидируемое юридическое лицо, а затем уже как подразделение Росгосцирка. В первом случае было выплачено из бюджетных средств 29 миллионов рублей, во втором 22 миллиона рублей – количество представлений от этого разумеется не изменилась, а куда пошла разница от двойной оплаты даже гадать не нужно.

Таких примеров не один, не два и не десять. Директора цирков, не согласных с политикой успешных коммерсантов вставших во главе федерального предприятия увольнялись по смехотворным причинам – допустим, знаменитый советский клоун Анатолий Марчевский был уволен в феврале 2019 и восстановлен в должности по суду в августе этого же года, после отставки господина Иванова, чии обязанности начал исполнять его бессменный заместитель...

Ну и наконец апофеоз этой не слишком приглядной истории: в 2017 году был принят удивительный документ «О Концепции развития циркового дела в Российской Федерации до 2020 года» (http://docs.cntd.ru/document/902339606) который может поставить окончательный крест на существовавший целое столетие организации. Среди многословия и клятвенных обещаний развивать, преумножать и реформировать затесалась неприметная Глава 5, где предлагается разделение единой структуры на отдельные подразделения. Артисты объединяются в некое абстрактное «артагентство», а хозяйственной деятельностью, в том числе все вопросами использования площадей, зданий и иной недвижимой собственности, будет заниматься отдельный орган из эффективных менеджеров наподобие описанных выше специалистов по бизнесу из Ижевска. Переводя на русский язык – цирк очищается от артистов и творческих коллективов, которые не будут способны влиять на хозяйственную деятельность успешных бизнесменов. Захотели – снесли здание цирка и построили на его месте жилой дом или торговый центр. Захотели – продали цирковую гостиницу. Такое разделение формально повышает «инвестиционную привлекательность» недвижимости, но при этом «артагентства» предсказуемо банкротятся и коллективы артистов могут идти на все четыре стороны.

Неудивительно, что эта странная концепция со всеми поправками окончательно была принята 13 декабря 2017 года при директорате вышеупомянутых господ с дальним прицелом – фактически она нацелена на ликвидацию единой государственной структуры Росгосцирка и дерибан его активов.

Встают вполне закономерные вопросы к Министерству культуры и господину Мединскому: как и почему в руководстве Росгосцирка оказались неоднократно скомпрометировавшие себя люди? Как и почему за минувшие годы ущерб государству составил сотни миллионов, если не миллиарды рублей? Отчего руководство министерства смотрит сквозь пальцы на развал государственной компании и неприкрытое воровство таких контор как «Цирк-Сервис»? И наконец – способно ли министерство наконец-то навести порядок в отрасли, навсегда отстранив от руководства цирком людей не способных думать о развитии циркового искусства, а только участвующих в сомнительных и наказуемых схемах, за счет федерального бюджета и эксплуатации федеральной собственности?

Если меры не будут приняты немедленно, Россия рискует потерять важнейшее из искусств".


Оцените статью