На прошлой неделе прошло практически незамеченным событие, способное стать революцией во всей жилищной политике: по итогам очередной стратегической сессии – принципиально нового инструмента социально-экономического развития, созданного в последние годы, – премьер Мишустин поручил разработать неипотечные инструменты улучшения жилищных условий российских семей.
Это поручение свидетельствует об освобождении правительства от глубоко порочной концепции, по которой ипотека является достаточным инструментом решения жилищной проблемы, а льготная ипотека служит средством социальной поддержки.
Ошибочность этой парадигмы обусловлена как безумной стоимостью жилья (вызванной в первую очередь развитием самой ипотеки, резко увеличившей спрос на него, в условиях повсеместного произвола монополий), так и нестабильностью повседневной жизни: мало кто может представить себе сохранения без даже временного ухудшения условий своей занятости даже на пять лет, – а ипотеки выдаются до 30 лет, и среднее время их погашения растет.
Эти два фактора делают ипотеку как финансовый инструмент попросту недоступной для основной части населения страны, – причем именно для той, которая наиболее нуждается в улучшении своих жилищных условий (поскольку ребенок остается если и не для большинства, то для очень большой части семей «билетом в один конец в бедность», а второй – «билетом в нищету»). При этом попытки расширить круг людей, которые могут взять ипотеку, ведут прежде всего к росту обычно не осознаваемых заемщиками, но долгосрочных и никуда не девающихся рисков, дамокловым мечом нависающих как над каждым из них по отдельности, так и над страной в целом.
Но – «кто нам мешает, тот нам поможет» – либеральные денежные власти, повысив ради блокирования развития России ставку процента более чем в два раза и сделав тем самым ипотеку запретительно дорогой для граждан страны (а в условиях тотального и безнаказанного произвола монополий ждать снижения цен предложения вслед за снижением спроса по меньшей мере наивно), а льготную ипотеку – столь же запретительно дорогой для бюджета, вместе с ней похоронили и все нелепые надежды на выполнение ей одной из фундаментальных социальных функций государства.
И, насколько можно надеяться, осознав это, правительство Мишустина взялось за разработку жилищной политики в полном смысле этого слова. При этом установленные премьером Мишустиным сроки предельно жестки: Минстрой, Минтруд и Минфин обязаны указать источники финансового обеспечения расходов на неипотечное улучшение жилищных условий российских семей уже к 1 сентября, то есть менее чем за месяц (и в этот срок входит, понятно, не только разработка самих мер как таковых, но и согласование их весьма несхожими по своим подходам, традициям, да и просто интересам ведомствами).
Сильно упрощает задачу наличие в жилищной сфере колоссальных резервов. С одной стороны, объемы непроданного застройщиками жилья в силу длительного монопольного завышения ими цен составляет 76,9 млн. кв. м – две трети всего строящегося жилья (да и об огромных объемах стоящего пустым так называемого «инвестиционного» жилья забывать также не следует).
С другой стороны, федеральный бюджет, несмотря на все превратности, перипетии и дополнительные расходы, исполняется крайне успешно. По итогам первых семи месяцев 2024 года его доходы превысили прошлогодние более чем на треть, а расходы – менее чем на четверть, в результате чего дефицит, составивший ничтожные 0,7% ВВП, оказался почти вдвое меньше прошлогоднего (и в полтора раза в относительном выражении меньше намеченных на этот год и опять-таки мизерных 1,1% ВВП).
Таким образом, резервы для решения жилищной проблемы налицо: и в материальном, и в денежном выражении, – и остается надеяться, что их удастся использовать на благо людей и экономики разумно, эффективно и быстро.