Смысл жизни – это избыток инфраструктуры

Су-57: Мы всё делам правильно  135

Новости

12.08.2017 08:00  7.8 (61)

Вячеслав Тихонов

14735

Су-57: Мы всё делам правильно

После окончания МАКС-2017 в ряде СМИ появилась информация о ходе реализации проекта ПАК ФА. В основном обсуждаются две новости: серийное наименование истребителя и предполагаемое сокращение количества закупаемых самолётов. 

Что касается наименования, то, действительно, аббревиатура ПАК ФА является лишь идентификатором проекта, серийная же машина должна получить имя компании – создателя и в нашем случае это, безусловно, будет «Су».  Положенную далее через тире цифру предположить не сложно. Самолёт с наименованием Су-27 , до сегодняшнего дня основной истребитель ВКС России, пошел в серию в 1982 году, следующий за ним Су-37, выпущенный в 1994 году, был экспериментальным продолжением СУ-27, и оснащался  двигателями с изменяемым вектором тяги. Су-47 «Беркут», созданный в 1997 году, тоже был экспериментальным, и стал первой попыткой ОКБ Сухого создать истребитель пятого поколения, причём с крылом обратной стреловидности. Серийные самолёты проекта ПАК ФА вполне логично получат наименование Су-57.

А теперь поговорим о предполагаемом сокращении первой серийной закупки. Согласно неофициальным сведениям, прозвучавших сейчас в некоторых СМИ, планируется выпустить всего 12 машин до 2020 года, вместо 60-ти, предусмотренных в ГПВ-2020. Похоже, что именно так и будет. В чём причина? Практически 100% комментариев на эту теме однозначно трактуют такое решение, как следствие сокращение финансирования.  Ну, оспаривать сокращение финансирования смысла не имеет, такая ситуация наблюдается сегодня не только в России, а у всех, от США и Китая, до стран с армиями «попроще», где, кстати, с финансированием всё гораздо хуже.  И здесь не следует упрощать ситуацию до банального тезиса «нет денег», тем более что эти самые деньги есть.  Ресурсы, которые заложены в ГПВ-2020, огромны и они легко позволяют маневрировать и концентрировать финансовые потоки на приоритетных направлениях. Значит вопрос не в деньгах, а в приоритетах.

А теперь ответим сами себе на простые вопросы. Является ли разработка самолёта 5-го поколения ПАК ФА приоритетным проектом? Безусловно, да, и это уже сделано, самолёт отлично спроектирован. Является ли производство ПАК ФА приоритетным проектом? Безусловно, да, и самолёт произведён, 8 экземпляров уже в воздухе, он будет производиться и дальше уже серийными партиями. Является ли начало серийного производства ПАК ФА приоритетом для ВКС России? Безусловно, да, и Минобороны не отказывается от закупки ПАК ФА, не снижает своих потребностей в этом самолёте, оно лишь закупает пока одну эскадрилью из 12 самолётов. О причинах – далее. А теперь главный вопрос. Является ли закупка крупных партий ПАК ФА именно сегодня приоритетом для обороны страны? Безусловно, нет, и ещё раз нет. И вот почему.

Во-первых, самолёт класса Су-57 (забегаю вперёд с названием) предназначен для завоевания господства в воздухе. Но господство в воздухе нам уже сегодня обеспечено серийными самолётами поколения 4++ Су-30СМ, Су-34, Су-35, и лишь укрепится ожидаемым в войсках Миг-35. Мы уже господствуем воздухе, и сейчас надо лишь наращивать количество строевых машин,  и готовить резервы на базах хранения на случай часа Х. Противопоставить этим самолётам Западу нечего, а его самолёты, так называемого «5-го поколения по-американски»,  в расчёт брать не стоит, поскольку эта техника уступает нашим самолётам 4++ и в техническом смысле,  и в возможностях оружия, и, особенно, с точки зрения их боевого применения. А с учётом наличия у России широкого спектра уникальных систем ПВО, роль самолётов типа F-22, а особенно, F-35, которые будут летать ровно до первого реального боестолкновения, в противодействии российским ВКС становится ничтожна. В дальнейшем эту технику ждёт судьба некогда не менее распиаренного американского «невидимого чуда» F-111, который был отправлен на свалку после боевого применения над Югославией,  где его благополучно сбили антикварным ЗРК с не менее антикварной РЛС, произведёнными в СССР на заре зенитного ракетостроения. Более того, перспектив у американского авиапрома «догнать и перегнать» Россию пока не просматривается. Минимизировать провал они смогут только модернизацией весьма неплохого, но уже безнадёжно устаревающего самолёта F-18, а доминировать и господствовать им даже теоретически не на чем. В завершение темы доминирования в воздухе зададим себе вопрос: так стоит ли в условиях напряжённого финансирования продолжать увеличивать отрыв от вероятного противника в воздухе, если противник и так уже не в состоянии этот отрыв ликвидировать? Ответ очевиден: не стоит. 

Во-вторых, наши самолёты поколения 4++ стоят значительно дешевле, чем Су-57. По оценкам, разница в цене может составить до двух с половиной раз. При этом помним, что конкурировать нам уже не с кем. Что в такой ситуации более необходимо для армии, пять Су-35 или два Су-57? Ответ очевиден: пять Су-35.

В-третьих, самолёт пятого поколения - это не просто новый самолёт, это техника, созданная на основе сверхсовременных научных разработок, к которым человечество подошло впервые в своей истории. Такие разработки не доступны абсолютному большинству стран, включая весьма развитые. Опыт создания самолёта пятого поколения в США оказался провальным для них и весьма поучительным для нас. Мудрость ведь состоит в том, что бы учиться на чужих ошибках. И F-22 и F-35 в Америке уже пошли в серию и выпущено их несколько сотен. Каждая такая новая машина, выкаченная из заводских цехов, лишь увеличивает размер финансового провала и откладывает осознание и признание этого провала. По некоторым сообщениям, и китайский самолёт 5-го поколения не будет намного  успешнее. Наш же Су-57 тоже ещё пока не обрёл все свои проектные кондиции, не налажено серийное производство штатного двигателя, не завершены госиспытания всех систем вооружения, бортового оборудования, ведётся доводка планера. Так стоит ли в такой ситуации идти по американскому пути и закупить крупную партию «сырых» машин? Не лучше ли довести эту дорогую технику до проектных показателей, а лишь потом делать крупные закупки? Ответ тоже очевиден.

И, в завершение, немного военно-промышленной лирики. У нас есть на чём летать, и есть на чём господствовать, и такое положение продлится долго. Сейчас важнее наращивать количество строевых самолётов поколения 4++, которые являются более дешёвыми, продолжая работы над совершенствованием Су-57. Создание самолёта 5-го поколения Су-57 является безусловной научной и технологической необходимостью, но массовая его закупка Министерством обороны является необходимостью скорее имиджевой, чем военной. Имиджевая задача и решается озвученным контрактом на 12 машин. Спешить, догонять и перегонять нам в этом вопросе  просто некого.

 

Михаил Делягин отметил:

 

Аргументы весьма убедительны и вселяют гордость, однако нельзя не отметить, что они были самоочевидными и в тот момент, когда Минобороны сообщало о намерении приобрести 60 самолетов 5-го поколения – тогда еще ПАК ФА.

 

Автор четко указывает, что, наряду с соображениями целесообразности, пятикратное сокращение программы выпуска вызвано и неспособность вовремя выполнить необходимые работы – от подготовки систем вооружения до «доводки» планера, а это представляется вполне очевидным провалом.

 

В целом ситуация в российском ВПК, как и в армии в целом, далека от идеальной. Достойные учебников (а частично уже вошедшие в них) операции вроде сирийской (которая является наиболее масштабной и известной, но отнюдь не единственной) не должны быть поводом для аллилуйщины и шапкозакидательства, не должны становиться индульгенцией для руководителей, весело, с шутками и прибаутками (а хоть бы и без них) заваливающими свои участки работы, не должны отвлекать от необходимости глубокой реорганизации как структуры, так и всей системы управления оборонным комплексом России


Оцените статью