На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Какое событие вы считаете главным в 2016 году?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997






Главная   >  Статьи и интервью

Вторая чеченская война в пять раз дешевле первой?

1999.10.12 , "Ведомости" , просмотров 976

Финансирование войны складывается из расходов на боевые действия, население и восстановление разрушений. Сегодня нельзя однозначно оценить расходы ни по одному из этих направлений: слишком многое делается «за счет сэкономленных средств», а степень экономии может быть разной.

Но экономия далеко не всегда столь безобидна и естественна.

Нечто подобное происходит уже сейчас: из-за переброски средств на финансирование военных действий выплата денежного довольствия солдатам и офицерам задержана на месяц, а 9500 уволенных в запас не рассчитаны.

«Принцип экономии» можно применить и к вынужденным переселенцам из Чечни. По оценкам представителей Федеральной миграционной службы, количество переселенцев может достичь 300 000. Даже если исходить из завышенности этого показателя, количество нуждающихся в помощи трудно оценить меньше чем в 180 000 человек. Ясно, что сумма, как ее ни считай, неподъемна для российского бюджета и, значит, не будет выплачена. Бюджетные расходы будут минимизированы и за счет предоставления товаров и услуг в натуральной форме.

Третье направление финансирования — восстановление разрушений. Эту сумму вообще можно считать как угодно. Принципиально важно и то, кто именно будет вести строительство. Если конечный заказчик заинтересован в максимальной эффективности, то результат будет не менее чем на 30% дешевле, чем в случае, когда расходовать деньги будет какойлибо посредник, заинтересованный просто в «освоении средств».

Из всего изложенного следует, что расходы на войну будут сводиться к предельному минимуму, посчитать который достаточно просто — надо ориентироваться на намеченные изменения бюджета.

На ведение боевых действий в Дагестане пошло более 2 млрд руб.

Кроме того, Владимир Путин подписал распоряжение о выделении 339,5 млн руб. на оказание помощи жертвам терактов в Ботлихском и Цумадинском районах Дагестана.

Эти расходы уже определены.

В середине сентября было подсчитано, что без ведения активных боевых действий на восстановление пострадавших районов, строительство жилья и содержания войск на границе с Чечней в режиме «санитарной зоны» (на это требовалось около 15 000 человек вместо 50 000 человек нынешней группировки) потребовалось бы до конца года до 7 млрд руб. дополнительных расходов бюджета.

На первый взгляд это расходится с оценками финансистов Минобороны, считавших, что на создание санитарного кордона вокруг Чечни будет израсходовано примерно 15 — 20 млрд руб. пятая часть военного бюджета.

Однако в этих расчетах не учтены возможности экономии. Минфин, учтя их, предложил увеличить оборонные расходы 1999 г. лишь на 8,7 млрд руб.

На фоне ожидаемых Минфином дополнительных бюджетных доходов 1999 г. в 80 млрд руб. (со всеми поправками эти доходы никак не могут составить менее 50 млрд руб.) суммы дополнительных военных расходов выглядят скромно.

Расходы 2000 г. планируется увеличить на 26 млрд руб. Отсюда следует, что интенсивность боевых действий в 2000 г. ожидается на уровне в 5,1 раза меньше, чем в IV квартале 1999 г., — именно на столько (с учетом намеченной инфляции) среднемесячные дополнительные расходы, намеченные в связи с созданием «санитарной зоны» на 2000 г., ниже среднемесячных дополнительных расходов четвертого квартала.

Однако все эти расчеты сделаны до активного продвижения в глубь Чечни. Возникновение конфликтов с населением может толкнуть ситуацию на обострение по «афганскому» варианту, и в этом случае активизация наземных боевых действий многократно увеличит бюджетные расходы.

Сопоставление численности группировок (для обеспечения режима «санитарной зоны» — 15 000 человек, для контроля за третью Чечни — 50 000) уже позволяет предположить, что минимальные расходы на ведение активных боевых действий в 3 раза превысят минимальные расходы на поддержание «санитарной зоны».

Напомним: общая стоимость первой чеченской войны для бюджета с учетом всех видов «экономии» оценивалась приблизительно в 25 трлн руб. — около $5,5 млрд.

Именно первая чеченская война не позволила российской экономике выйти из спада 1992 — 1994 гг. в устойчивый рост: пустив на ветер колоссальные ресурсы, война обрекла Россию на длительную депрессию.

Дополнительные расходы на установление «санитарной зоны» на порядок ниже: 8,7 млрд руб. в конце 1999 г. — $0,33 млрд по курсу 26 руб. за $1 и 26 млрд руб. в 2000 г. — $0,81 млрд по установленному бюджетом среднегодовому курсу 32 руб. за $1. Итого минимальные расходы составят $1,14 млрд — почти в 5 раз меньше, чем в 1994 — 1996 гг., причем почти половина этих расходов $560 млн — пойдет на увеличение оборонного заказа.

Таким образом, расходы на вторую чеченскую войну, если вести ее в режиме «санитарной зоны», почти в 5 раз меньше расходов на первую. Но они значительно выше расходов мирного времени.

Итак, каковы же минимальные расходы на Чечню «мирного времени»? Прежде всего это бюджетные расходы.

В первой половине 1999 г. Чечня из причитающихся ей по федеральному бюджету 284,4 млн руб. получила лишь 122,54 млн руб. На пенсии выделено еще 118 млн руб.

При получении сумм за второе полугодие в IV квартале и при сохранении примерно того же объема финансирования выплаты Чечне составили бы рублевый эквивалент более $40 млн. Государственные расходы этим бы и ограничились.

Если присовокупить к бюджетным расходам на поддержание статус-кво расходы ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России», совокупные расходы составили бы около $160 млн — в 7,1 раза меньше расходов на поддержание «санитарной зоны».

Это одна из причин того, что центр до последней возможности тянул с установлением порядка в Чечне. Именно поэтому и сегодня надо сделать все, чтобы не допустить дальнейшей эскалации военных действий. Необходимо обеспечить блокаду Чечни, чтобы ее население само захотело вернуться в экономическое и правовое пространство России — за хлебом и электричеством. Попытка же загнать его в это пространство силовыми мерами бесплодна: она приведет лишь к лишним жертвам, которые могут вызвать распад России.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015