На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Какое событие вы считаете главным в 2016 году?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997






Главная   >  Статьи и интервью

Закон о кризисе

2000.11.10 , "Ведомости" , просмотров 636

В России парадоксальным образом совпадают два, казалось бы, противоположных явления: сверхплановые доходы бюджета, уже составившие 70 млрд руб. из намеченных Минфином 80 млрд руб., и недофинансирование его расходной части, достигшее за сентябрь — октябрь 20,8 млрд руб.

Причина — отсутствие источников финансирования дефицита, в первую очередь внешних займов, на которые надеялись составители бюджета, а также традиционно не учитываемый прирост неиспользуемых остатков на бюджетных счетах, «съевший» едва ли не половину дополнительных доходов.

Таким образом, несмотря на благостные заявления официальных лиц, Россия вот уже два месяца находится в полноценном бюджетном кризисе.

Его началом стал срыв исполнения расходной части в сентябре.

По официальным данным, при отставании доходов от уточненной суммы лимита на 12% расходы были недофинансированы на 20,8%. В октябре месячный лимит по расходам снова не был исполнен, хотя степень его недофинансирования и снизилась до 13,4%.

При этом, хотя доля октябрьских расходов в ВВП, по официальным оценкам последнего, и увеличилась до 12,6% с сентябрьских 11,4%, они остались на одну пятую ниже среднегодового уровня, предусмотренного бюджетом 1999 г.

(15,7% ВВП). В целом в октябре бюджетный кризис несколько ослабел. Если бы Минфин смог израсходовать 1,9 млрд руб. бюджетного профицита, полученного в этом месяце, степень неисполнения лимита бюджетных расходов снизилась бы до 10,3%, т. е. в два раза по сравнению с сентябрем.

Однако какая бы то ни было радость по этому гипотетическому поводу неуместна. И не только потому, что, как следует из материалов Минфина, превышение бюджетного лимита по доходам отчасти вызвано включением в октябрьские доходы средств, поступивших в первые два дня ноября. И не из-за абсолютной недостаточности заложенных в бюджет расходов.

Радоваться нечему в первую очередь из-за сохранения ключевого порока российской системы исполнения юджета — вопиющей неравномерности постатейного расходования средств.

Сегодня правительство внимательно контролирует только общий объем расходов и финансирование отдельных наиболее важных политически статей расходов, оставляя остальные статьи практически без внимания. В результате конкретный способ распределения устанавливается отдельным чиновником. Это укрепляет и превращает в почти узаконенную привычку как чиновный произвол, так и связанную с ним коррупцию.

Так, в сентябре 20% -ное невыполнение лимитов бюджета сопровождалось полным финансированием расходов на предупреждение чрезвычайных ситуаций, правоохранительную деятельность и национальную оборону (правда, даже при этом возник месячный долг по денежному довольствию военнослужащих). Однако это лагоденствие было куплено ценой почти двукратного — на 42,5% — недофинансирования промышленности.

В октябре 1999 г. общий объем расходов ниже лимита на 13,4, но социальные расходы осуществлены почти полностью, а финансирование национальной обороны из-за войны в Чечне идет с более чем двукратным опережением графика (за один месяц потрачено 71,5% предусмотренной на квартал суммы). Ударное финансирование отдельных статей может осуществляться только за счет срыва других расходов, среди которых скорее всего реальный сектор, культура и остальные сферы.

Длительное сохранение этой тенденции способно вновь обострить проблему неплатежей. Ведь, как известно, 1 руб., на который государство обманывает бюджетополучателей, порождает не менее 3 руб. просроченных платежей.

А тенденция эта по меньшей мере по двум причинам приобретает именно длительный характер.

Первой причиной является общая дестабилизация экономики, обусловленная таким «букетом» негативных факторов, как небывалое ожесточение предвыборной борьбы, вызванное «сменой поколений» в политике, нежелание мирового сообщества финансировать Ельцина, война в Чечне, топливный кризис, ожидаемое снижение мировых цен на нефть.

Вторая причина — качество бюджета 2000 г., который без колебаний можно охарактеризовать как бюджет тотального чиновного произвола. Питательную почву для него создает частая формулировка «правительство вправе», используемая даже для описания возможности проведения зачетов между федеральным и региональными юджетами (в совместном с ЦБ заявлении об экономической политике, принятом для МВФ и Мирового банка, правительство торжественно отреклось от таких зачетов).

Концепция межбюджетных отношений настолько экономически и даже математически безграмотна, что полный и ничем не ограниченный произвол станет единственным способом поведения любого столкнувшегося с ней вменяемого чиновника. Следование положениям этой концепции невозможно; попытка реализовать ее немедленно поставит страну на грань революции.

Бюджеты прошлых лет достаточно подробно расписывали, при каком отклонении доходов или расходов от предусмотренного уровня правительство должно вносить в Госдуму поправки к бюджету, какие расходы оно должно сокращать при нехватке средств и на что направлять дополнительные доходы. Проект бюджета 2000 г. оставляет все эти вопросы целиком на усмотрение правительства.

Поле для чиновничьего произвола расширяется и за счет заведомой нереальности принимаемого бюджета. Косвенно эту нереальность признало и само правительство: пойдя на безоглядную сдачу позиций перед Госдумой, оно продемонстрировало неверие в качество собственной работы.

Депутаты принимают нереальный бюджет, чтобы успеть реализовать свой лоббистский потенциал. Чиновники правительства пропихивают его, чтобы еще целый год наслаждаться ничем не ограничиваемым всевластием. Тем самым они объединенными усилиями закрепляют бюджетный кризис и погружают в него Россию еще по крайней мере на один год.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015