На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Первый звонок

2000.08.01 , "Ведомости" , просмотров 605

По официальным данным Минфина, доходы федерального бюджета в июне составили 89,5 млрд руб., что на 13,4% выше намеченного. Минфин, собрав 2,9 млрд руб., перевыполнил план в 1,8 раза, Мингосимущество — в 1,3 раза (1 млрд руб.), МНС — на 19,8% (55,2 млрд руб.), ГТК — на 2,6% (29,7 млрд руб.). Увы, это признак не улучшения конъюнктуры, а лишь успешной саморекламы правительства. Премьер утвердил задания… 27 июня. И сегодня живо советское правило: хочешь перевыполнить план — занизь его. Но и заведомо заниженные в части доходов проектировки бюджета в части расходов срываются. За 11 месяцев (с сентября 1999 г.) они были выполнены не более двух раз — в марте и апреле. Основное официальное объяснение срыва финансирования — перенос его части на следующие месяцы. Так, в июне из общей суммы недофинансирования в 6,1 млрд руб. ТЭК и АПК не получили 717 млн руб. и 70 млн руб. из-за промедления соответственно Минэнерго и Минсельхоза. Выделение 265 млн руб. для оплаты работы мировых судей перенесли на июль, так как судей не удосужились назначить. Также на июль — правда, без указания причин — перенесли 793 млн руб. расходов на развитие Федерального казначейства.

Тем не менее в июне выполнение бюджета по расходам заменило бы его профицит в 5 млрд руб. дефицитом в 1,1 млрд руб. Ситуация, в которой исполнение бюджетных проектировок по расходам привело бы к восстановлению бюджетного дефицита, свидетельствует об опасном снижении устойчивости федерального бюджета.

Другая сфера, в которой Минфин не выполнил задания, — полная ликвидация остатков средств на счетах бюджета. Однако это задание технически неисполнимо, особенно когда единый процесс управления бюджетом разорван между семью ведомствами, курируемыми одновременно премьером и двумя его замами. Достигнутый Минфином в июне результат — сокращение остатков на 10,8% до 32,1 млрд руб., — заслуживающий признательности успех.

Но степень исполнения бюджетных проектировок, даже утверждаемых за три дня до конца отчетного срока, — субъективный критерий. Объективный — исполнение бюджета в процентах к ВВП. Хотя его доходы почти в 1,2 раза выше уровня июня 1999 г. и более чем в 1,7 раза — июня 1998 г., именно в июне 2000 г. была сломана тенденция роста доходов. Расходы бюджета сократились с 15,5% ВВП в I квартале до 15,3% ВВП во II квартале 2000 г. Если расходы I квартала 2000 г. были выше прошлогоднего на 6,9%, то во II квартале они были уже ниже на 7,3%. Непроцентные расходы снизились еще сильнее: с 12,6% ВВП в I квартале до 11,9% во II квартале.

Это сокращение доходов и расходов — результат не столько сезонности, сколько ухудшения конъюнктуры из-за капитуляции государства перед естественными монополиями и развязываемой последними «гонкой тарифов». Так, тарифы на электроэнергию (с ФОРЭМ) повышены с 1 мая на 35%, и РАО «ЕЭС России» требует их увеличения еще не менее чем на 30% — всего почти в 1,8 раза. «Первый звоночек» правительству — рост долга по зарплате: если в мае он был ничтожен — лишь 0,1%, то в июне достиг 1,4%. Почти весь прирост сосредоточен в бюджетах регионов: их долг вырос за июнь на 10,2% (542 млн руб.) — до 5,3 млрд руб. в 62 регионах из 88.

Это свидетельствует об уже начавшемся кризисе региональных бюджетов, причиной которого стало сокращение их налоговой базы, составившее, по официальным данным Минфина, 13,7% в 2000 г. Политический протест губернаторов против федеративной реформы не мог принять форму «социального шантажа» в стиле «рельсовой войны» мая — сентября 1998 г. из-за отсутствия у них эффективных систем управления, способных отреагировать так быстро. А это значит, что намеченное на 2001 г. сокращение доли регионов в налогах с 48% до 30%, намного перекрывающая скромное утеснение регионов в 2000 г., способно вызвать социальную катастрофу не в отдельных, а в большинстве регионов России.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015