На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Что, по-Вашему, неприемлемо для Facebook во фразе "Проблема либералов в том, что год Обезьяны закончился" (за это я был забанен на 30 дней, на неоднократную просьбу разъяснить, в чем конкретно состояло нарушение, Facebook не отреагировал)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997







Главная   >  Статьи и интервью

Первый звонок

2000.08.01 , "Ведомости" , просмотров 556

По официальным данным Минфина, доходы федерального бюджета в июне составили 89,5 млрд руб., что на 13,4% выше намеченного. Минфин, собрав 2,9 млрд руб., перевыполнил план в 1,8 раза, Мингосимущество — в 1,3 раза (1 млрд руб.), МНС — на 19,8% (55,2 млрд руб.), ГТК — на 2,6% (29,7 млрд руб.). Увы, это признак не улучшения конъюнктуры, а лишь успешной саморекламы правительства. Премьер утвердил задания… 27 июня. И сегодня живо советское правило: хочешь перевыполнить план — занизь его. Но и заведомо заниженные в части доходов проектировки бюджета в части расходов срываются. За 11 месяцев (с сентября 1999 г.) они были выполнены не более двух раз — в марте и апреле. Основное официальное объяснение срыва финансирования — перенос его части на следующие месяцы. Так, в июне из общей суммы недофинансирования в 6,1 млрд руб. ТЭК и АПК не получили 717 млн руб. и 70 млн руб. из-за промедления соответственно Минэнерго и Минсельхоза. Выделение 265 млн руб. для оплаты работы мировых судей перенесли на июль, так как судей не удосужились назначить. Также на июль — правда, без указания причин — перенесли 793 млн руб. расходов на развитие Федерального казначейства.

Тем не менее в июне выполнение бюджета по расходам заменило бы его профицит в 5 млрд руб. дефицитом в 1,1 млрд руб. Ситуация, в которой исполнение бюджетных проектировок по расходам привело бы к восстановлению бюджетного дефицита, свидетельствует об опасном снижении устойчивости федерального бюджета.

Другая сфера, в которой Минфин не выполнил задания, — полная ликвидация остатков средств на счетах бюджета. Однако это задание технически неисполнимо, особенно когда единый процесс управления бюджетом разорван между семью ведомствами, курируемыми одновременно премьером и двумя его замами. Достигнутый Минфином в июне результат — сокращение остатков на 10,8% до 32,1 млрд руб., — заслуживающий признательности успех.

Но степень исполнения бюджетных проектировок, даже утверждаемых за три дня до конца отчетного срока, — субъективный критерий. Объективный — исполнение бюджета в процентах к ВВП. Хотя его доходы почти в 1,2 раза выше уровня июня 1999 г. и более чем в 1,7 раза — июня 1998 г., именно в июне 2000 г. была сломана тенденция роста доходов. Расходы бюджета сократились с 15,5% ВВП в I квартале до 15,3% ВВП во II квартале 2000 г. Если расходы I квартала 2000 г. были выше прошлогоднего на 6,9%, то во II квартале они были уже ниже на 7,3%. Непроцентные расходы снизились еще сильнее: с 12,6% ВВП в I квартале до 11,9% во II квартале.

Это сокращение доходов и расходов — результат не столько сезонности, сколько ухудшения конъюнктуры из-за капитуляции государства перед естественными монополиями и развязываемой последними «гонкой тарифов». Так, тарифы на электроэнергию (с ФОРЭМ) повышены с 1 мая на 35%, и РАО «ЕЭС России» требует их увеличения еще не менее чем на 30% — всего почти в 1,8 раза. «Первый звоночек» правительству — рост долга по зарплате: если в мае он был ничтожен — лишь 0,1%, то в июне достиг 1,4%. Почти весь прирост сосредоточен в бюджетах регионов: их долг вырос за июнь на 10,2% (542 млн руб.) — до 5,3 млрд руб. в 62 регионах из 88.

Это свидетельствует об уже начавшемся кризисе региональных бюджетов, причиной которого стало сокращение их налоговой базы, составившее, по официальным данным Минфина, 13,7% в 2000 г. Политический протест губернаторов против федеративной реформы не мог принять форму «социального шантажа» в стиле «рельсовой войны» мая — сентября 1998 г. из-за отсутствия у них эффективных систем управления, способных отреагировать так быстро. А это значит, что намеченное на 2001 г. сокращение доли регионов в налогах с 48% до 30%, намного перекрывающая скромное утеснение регионов в 2000 г., способно вызвать социальную катастрофу не в отдельных, а в большинстве регионов России.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015