На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Вы за или против передачи Исаакиевского собора РПЦ?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Исполнение бюджета: праздник непослушания

2000.08.22 , "Ведомости" , просмотров 553

Россия неподражаема: раз за разом, из месяца в месяц дополнительные доходы бюджета сопровождаются срывом планов по расходам.

В июле 2000 г. проектировки федерального бюджета по доходам перевыполнены на 9,9%: Минимуществом — в 2 раза, МНС — на 13,4%, Минфином — на 10,1%, ГТК — на 5,2%. Минатом, выполнивший проектировки лишь на 7,3%, праздничной борозды не испортил.

И вот при такой-то благости расходы бюджета опять недофинансированы на 12,8% — 10,5 млрд руб. За последние 12 месяцев планы по расходам были сорваны не менее 10 раз (возможные исключения — март и апрель, когда Минфин вообще не сообщал об их исполнении).

Дежурное объяснение предварительным характером данных, которые потом уточняются, не проходит. Да, в I квартале 2000 г. разница между оперативным и окончательным отчетом по расходам составила 12,4% — но предварительные данные не занижали, а, напротив, завышали расходы, и, значит, реальное недофинансирование было еще выше, чем сообщала оперативная статистика.

Надо отметить, что часть «экономии» обоснованна. Так, недофинансирование регионов (на 13,6%, или 1,1 млрд руб.) вызвана скорее всего компенсацией непропорционально высокого «предвыборного» финансирования в начале года. Из-за него расходы на помощь регионам за январь — июль составили максимальную по всем статьям долю годового бюджета — 80,4% (в целом по расходам она составила 61,5%).

Расходы на госуправление недофинансированы на 30,3% из-за самого Минфина, который вот уже несколько месяцев не проводит тендер по закупке оргтехники для программы развития казначейства. Расходы на суды меньше плана на 306 млн руб. (31,9%), которые должны выделяться на оплату мировых судей, — но, так как судебной реформы нет и мировые судьи не назначаются, нет и финансирования.

Все остальные неосуществленные расходы, включая 2,1 млрд руб., недоданных промышленности (ее расходы профинансированы лишь на треть, в том числе госинвестиции — менее чем на 20%), и невыплаты пенсий военным и работникам правоохранительных органов в 6,5% и 10,0% (128,6 млн руб. и 103,3 млн руб.), Минфин гуртом объясняет непредоставлением документов и обещает выплатить в будущем.

Когда неспособность чиновников оформить документы становится долгосрочным фактором экономического развития всей страны, надо менять либо невменяемых чиновников (если Минфин прав), либо порядок оформления бумаг (если Минфин лукавит).

Однако ссылка на документы носит технический характер. Основная содержательная причина недофинансирования — отсутствие внешних займов, которые приходится компенсировать из доходов. Но в июле главную роль сыграло неадекватное бюджетное планирование, исходящее из заведомо невозможного снижения остатков средств на счетах бюджета (это собранные, но не использованные государством средства) с 12,4 млрд руб. до нуля. На деле остатки слегка выросли — с 32,2 млрд руб. до 32,9 млрд руб., и бюджет не получил 13,1 млрд руб.

Июльские бюджетные проектировки удивительны и другим: при плановых доходах в 79,4 млрд руб. и расходах в 81,7 млрд руб. Минфин вместо дефицита в 2,3 млрд руб. предусмотрел невесть откуда берущийся профицит в 12,1 млрд руб. Возможно, высшая бюджетная математика недоступна простым смертным (например, из-за по-разному учитываемых в разных частях одной и той же таблицы новаций) — но тогда официальная публикация должна включать разъяснения. Иначе создается впечатление, что проектировки, которыми правительство в части доходов кичится, а в части расходов пренебрегает, носят фиктивно-демонстративный характер, что превращает важнейшую часть жизни государства — исполнение бюджета — в своего рода «праздник непослушания».

Такое школярство сходит с рук при благоприятной конъюнктуре, когда Россия Касьянова захлебывается в нефтедолларах почти так же, как Советский Союз Брежнева. Но уже осенью капитуляция государства перед естественными монополиями и взрывной рост их тарифов подорвут конъюнктуру даже при высоких ценах на нефть.

Первый признак этого — ускорение роста долгов по зарплате с 0,1% в мае и 1,4% в июне до 3,3% в июле. Причина — ухудшение финансового положения предприятий, долг которых, в мае и июне увеличивавшийся лишь на 0,1%, в июле вырос на 3,5% — до 33,5 млрд руб.

Рост долгов по зарплате сегодня — это социальная напряженность завтра. Рост долгов из-за ухудшения конъюнктуры — не политическая, а экономическая проблема. Она не решается «наездами» на «равноудаленных» губернаторов и олигархов. Президенту пора заняться экономикой, пока та не занялась им. Пора брать на вооружение лозунг, приведший к победе Клинтона: «Дурак, все дело в экономике!», — пользуясь тем, что сегодня он еще обращен к обывателям, а не к руководителям государства. И один из первых нужных шагов — кардинальное оздоровление всей системы исполнения бюджета. Необходимые «громкие» меры вроде реформы казначейства или включения МНС и ГТК в Минфин принесут плоды, только если будут дополнены повышением как качества, так и уровня исполнения месячных бюджетных проектировок.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015