На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Должна ли Мара Багдасарян и подобные ей сидеть в тюрьме?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997







Главная   >  Статьи и интервью

Дорогая арифметика

2000.09.19 , "Ведомости" , просмотров 469

Негодование из-за занижения доходов бюджета на 2001 г. более чем на 100 млрд руб. выглядит наигранным. Ведь Минфин объективно должен «подстелить соломку» на случай неожиданного ухудшения обстановки — и не менее чем 8,4% дополнительных доходов бюджета, которые он получит за счет занижения базы ВВП, инфляции, цен на нефть и курса доллара, является разумной защитой от всех возможных проблем. «Неожиданность имеет право быть только приятной».

Поэтому Минфин нельзя винить в вероятных дополнительных доходах 2001 г. Винить надо в другом — в отсутствии в бюджете гибких механизмов и процедур распределения этих дополнительных доходов (и, соответственно, реакции государства на их недостаток). В итоге они будут делиться фактически по произволу чиновников, что снижает эффективность и повышает вероятность просчетов.

В этих условиях детальное описание в бюджете механизма распределения дополнительных доходов важно и для избежания ситуации этого года, когда сверхплановые доходы из-за их неразумного использования не могут исправить грубейшие ошибки бюджета. Представители Минфина вот уже почти год с пеной у рта отрицают их наличие — и это правильно: они обязаны бороться за чистоту мундира. Неправильно другое — то, что они даже не пытаются исправить эти ошибки.

В первой половине 2000 г. доходы федерального бюджета составили 17,1% ВВП по сравнению с 13,5% в 1999 г., 11,1% в 1998 г. и 12,4% в 1997 г., то есть в январе — июне доходы превышали годовой уровень докризисного 1997 г. почти в 1,4 раза — на 37,9%.

Регулярное перевыполнение проектировок по доходам (по итогам полугодия — в 1,45 раза) было вызвано не только хорошей конъюнктурой, но и более высоким, чем предполагалось, ростом цен: в промышленности за семь месяцев они выросли на 20,9%, в то время как бюджет исходит из 21% за весь год.

Инфляционный характер сверхплановых доходов дополняется ростом доли центра в доходах консолидированного бюджета с 51% в 1999 г. до 57% в январе — июне 2000 г. Под благовидными предлогами центр просто забрал у регионов более 50 млрд руб. (помните, Кудрин объяснял Лужкову, что не возвращает долги, потому что Москва плохо собирает налоги?). Тривиальный невозврат НДС экспортерам пополнил бюджет на 36,5, а разумная отмена льгот ЗАТО — еще на 16,5 млрд руб.

Куда же пошли сверхплановые доходы? Это главный вопрос, так как бюджет существует не ради рапортов о сборе средств, а именно и только ради их расходования. Минфин официально заявляет: «Бюджет стал источником экономического роста». Это заявление было бы правдой, если бы за счет дополнительных доходов финансировали бюджетополучателей и, соответственно, рост совокупного спроса.

Но это не так. Дополнительные доходы были брошены прежде всего на выплату внешних долгов. Расходы же бюджета, по данным Минфина, по сравнению с докризисным временем упали на четверть: с 19,8% ВВП в 1997 г. до 17,4% в 1998 г., 14,9% в 1999 г. и 14,7% ВВП — в январе — июне 2000 г. Та же картина и с непроцентными расходами.

Начинают проявляться ошибки бюджета-2000. Не когда-нибудь, а накануне отопительного сезона выясняется, что потребность бюджетников в оплате топлива и энергии равна не 21,9 млрд руб., как думал Минфин, а 31,2 млрд руб. — в 1,4 раза больше! Кажется, что проще — перебросить часть дополнительных доходов на жизненно важные, но не учтенные плохими расчетами нужды? Но до последнего времени Минфин официально заявлял, что недостающие из-за его ошибок средства на свет и тепло бюджетникам придется искать самостоятельно. И лишь 13 сентября, после захвата военными предприятия энергетики, пытавшегося отключить их в соответствии «с доктриной Чубайса», Минфин сдался и обещал до конца года дать 6 млрд руб. из недостающих 9,3 млрд руб. (эти суммы полезно сравнить с дополнительными доходами только первой половины 2000 г. — почти 158 млрд руб.).

Другая проблема — северный завоз. Сотрудники Минфина до сих пор по инерции дают гневный отпор попыткам выяснить, на основе чего же был рассчитан заложенный в бюджет-2000 объем его финансирования в 3 млрд руб. Сейчас, когда опережение графика финансирования на месяц (!!) не мешает фактическому срыву завоза (по официальным данным, завоз нефтепродуктов значительно отстает от прошлого года в 9 раз, угля — в 8 раз), оказывается, что реальная потребность выше заложенной в бюджет в 1,8 раза и равна 5,4 млрд руб.

Эти показатели выглядят зловещими на фоне прогнозов синоптиков, ожидающих, что наступающая зима будет на 2 градуса холоднее среднего уровня. Каждый дополнительный градус мороза означает потребность в дополнительных 400 000 т условного топлива в месяц — а сегодняшние сопоставления ориентированы на прошлые зимы, которые были весьма теплыми.

Об ошибках в расчетах свидетельствует и ситуация с детскими пособиями. Долг по ним снижен в январе — июне на 2,1% — до 27,9 млрд руб. Но это уменьшение неравномерно: в одних регионах он снижался (всего на 2 млрд руб.), в других — рос (всего на 1,4 млрд руб.). Основная причина — некачественность расчетов: для одних регионов запланированные суммы недостаточны, и там долг вырос, для других — избыточны, и там он сократился.

Таким образом, в январе — июне 2000 г. дополнительные доходы бюджета не только не улучшили экономическую конъюнктуру, но из-за плохого управления даже не смогли исправить ошибки бюджета и отвести от страны опасность остаться без света и тепла уже этой зимой.

Вряд ли разумно распространять эту ситуацию на 2001 г. Во второй половине 2000 г. правительство намерено направлять дополнительные доходы не только на выплату внешнего долга, но и на социальные нужды (годовые бюджетные проектировки будут превышены на 35%) и поддержку регионов (превышение составит аж 75%, что, как представляется, вызвано политическими причинами).

Эти шаги, пусть и запоздалые, вселяют надежду, которая пока не подкреплена бюджетом-2001. Пока правительство намерено распределять его дополнительные доходы по своему усмотрению, и максимум, чего добиваются политики, — намеков на то, что дополнительные доходы, как и в первой половине 2000 г., пойдут в основном на внешние выплаты.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015