На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Должна ли Мара Багдасарян и подобные ей сидеть в тюрьме?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997







Главная   >  Статьи и интервью

Минфин повесил на шею правительству 6,3 млн россиян

2000.09.28 , "Ведомости" , просмотров 507

Важнейшая часть проекта бюджета — механизм распределения между регионами финансовой помощи центра. Территориальная целостность страны, наличие или отсутствие сепаратистских тенденций зависят в первую очередь от его эффективности. Поэтому очень жаль, что проект бюджета 2001 г. ни в коей мере не учитывает и не исправляет ошибок 2000 г.

Принципы межбюджетных отношений, как и раньше, не указывают цели выдачи трансфертов («выравнивание по среднероссийскому уровню» — это инструмент достижения цели, но не сама цель). Сохранены почти все ошибки прошлогодней методики, из-за которых погрешность расчета трансфертов для 90% регионов превышала 50%, а для половины — и 100%. Ее абсурдная сложность, позволяющая чиновникам манипулировать регионами, усугублена.

По правительственной Концепции межбюджетных отношений и Бюджетному кодексу, расчеты трансфертов должны исходить из единых оценок налогового потенциала страны и регионов. Но здесь возникает методологический разрыв: если на федеральном уровне налоговый потенциал определяется по видам поступлений, как это принято во всем мире, то при оценке налогового потенциала регионов Минфин вдруг отказывается от этого и хватается за показатель валового регионального продукта (ВРП), рассчитываемого с точностью, которая, по мнению специалистов Госкомстата, исключает возможность его применения для любых расчетов. Более того, Минфин навязывает оценку налогового потенциала по ВРП даже муниципальным образованиям, хотя для них расчет валового регионального продукта невозможен даже теоретически.

При этом правительство определяет трансферты 2001 г. на основе ВРП 1998 г., не признавая структурные изменения последних трех лет. Качество подобных расчетов понятно по тому, что в 2001 г. получать трансферты начнут такие сильные регионы, как Московская и Челябинская области.

Идеология межбюджетных отношений 2001 г. — изъятие средств региональных бюджетов в пользу федерального для обеспечения зависимости губернаторов. В итоге политическое удушение губернаторской вольницы начинается с экономического удушения населения: если в 1998 г. трансферты обеспечивали регионам минимальный уровень бюджетной обеспеченности в 72,8% от среднероссийского уровня, то в 2000 г. этот минимальный уровень упал до 66,7, а в 2001 г. с учетом Фонда компенсаций сократится еще не меньше чем на один процентный пункт. Если в этом году регион начинал получать трансферты при бюджетной обеспеченности менее 91,2% от среднероссийского уровня, то в 2001 г. этот порог снизится до 79,4%.

Так достигается сокращение числа регионов-доноров, позволяющее сочинять победные рапорты об успехах реформы межбюджетных отношений. Ежегодный пересмотр методики распределения трансфертов (превращающий все разговоры о стабильности и создании четких ориентиров в демагогию) играет вспомогательную роль, но его масштабы впечатляют. Достаточно указать на резкое изменение рассчитываемого в соответствии с ней налогового потенциала целого ряда регионов. Так, еще в 2000 г. Корякский АО входил в десятку слабейших регионов России, а в 2001 г. по индексу налогового потенциала, который вырос в 16 раз (!), уступает только трем регионам, являясь даже более обеспеченным, чем Москва! Схожая ситуация у Чукотского АО, поднявшегося с 78-го на 7-е место по стране, — вряд ли это вызвано избранием Абрамовича депутатом. Резкие и не обусловленные реальными событиями изменения налогового потенциала произошли и в других регионах, в частности в Ненецком АО, Якутии (Саха), Калмыкии, Липецкой, Ульяновской и Рязанской областях.

Удивительно, но Минфин не заметил, что в результате его манипуляций численность населения, проживающего в получающих трансферты регионах, при сокращении количества этих регионов выросла на 6,3 млн человек — с 87,4 млн человек в 2000 г. до 93,7 млн человек в 2001 г. Ответственность за них несут не только губернаторы, но и правительство.

Эти люди живут в регионах, налоговый потенциал которых недостаточен для поддержания даже минимальной социальной сферы. Жизнь этих людей — в 2000 г. 60%, а в 2001 г. 65% населения страны — в прямом смысле слова висит на тонкой ниточке трансфертов, прохождение которых зависит от отношения московских чиновников к руководителям соответствующих регионов.

Максимально ужесточая контроль за региональными бюджетами, правительство практически лишает их возможности финансового маневра и превращает регионы в заложников не только состояния федерального бюджета, но и оперативности федеральных чиновников, распоряжающихся его средствами.

Преследуя совершенно разумные цели обеспечения контроля, реформаторы лишили губернаторов возможности затыкать дыры: ремонтировать больницы за счет средств, предназначенных на детские пособия, и поддерживать систему жилищно-коммунального хозяйства за счет задержек выплаты зарплат учителям.

При общей нехватке средств, вызываемой вошедшей в поговорку неадекватностью расчетов Минфина (чего стоит признанная им промашка в 1,8 раза с определением стоимости северного завоза и в 1,4 раза с определением потребности бюджетников в энергоносителях в 2000 г.!), само по себе разумное и полезное ужесточение контроля приведет к ускоренному разрушению социальной сферы. Население окажется с деньгами — но без систем жизнеобеспечения, и благими намерениями окажется вымощен путь в ад социальной катастрофы.

И это на фоне беспрецедентного экономического и инвестиционного бума! Таким образом, к инвестиционной катастрофе 2004 г. и долговой 2003 г. правительство, увлекшись экономическим удушением губернаторов как политической силы, добавляет социальную катастрофу 2002 г.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015