На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Вы за или против передачи Исаакиевского собора РПЦ?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Зачем Минфину финансовый «кулак»?

2000.11.23 , "Ведомости" , просмотров 554

В октябре 2000 г. доходы федерального бюджета, составившие 96,8 млрд руб., в очередной раз превысили бюджетные проектировки — на сей раз в 1,2 раза, а план года по доходам перевыполнен за январь — октябрь аж на 10,4%. В октябре МНС превысил бюджетные проектировки в 1,2 раза, ГТК — на 25%, а Госкомрыболовство — и вовсе в 1,5 раза. В итоге, хотя Минфин собрал доходов на 20%, а Минатом и вовсе в 3,5 раза меньше проектировок, правительство сломало тенденцию падения доходов бюджета, возникшую в последние четыре месяца.

По традиции допдоходы бюджета сопровождались срывом его проектировок по расходам, недофинансированным на 14,8%.

Отметим сразу: недофинансирование избирательно. Так, фонд содействия военной реформе потратил больше предусмотренного проектировками, а Федеральный дорожный фонд превысил план октября и вовсе в 1,4 раза.

Полностью и почти полностью (с недоплатой не более 8%) финансируются наиболее важные статьи: не только оборона, охрана правопорядка, чрезвычайные ситуации и СМИ, но и, что вызывает уважение к правительству, сельское хозяйство, транспорт и связь, космос, образование, здравоохранение, культура, социальная политика.

По ряду статей недофинансирование носит структурный характер. Так, недофинансирование госуправления в размере 39,8% вызвано только неспособностью Минфина в течение вот уже более полугода провести тендер на закупку оборудования для Федерального казначейства. Это вызывает недоумение, так как от развития казначейства прямо зависит будущее российской государственности. Его нельзя делать заложником склок не способных договориться друг с другом групп чиновников.

Недофинансирование судов более чем на 40% отражает общее пренебрежение государства главной проблемой создания в России цивилизованного общества — судебной реформой, а недофинансирование фундаментальных исследований (31,7%) — достойный ответ реформаторского Минфина нобелевскому лауреату коммунисту Алферову.

Чиновники Минфина объясняют регулярное недофинансирование расходов двумя способами, опровергающими друг друга.

Первый состоит в том, что налоги, поступающие в конце месяца, не успевают переправить бюджетополучателям. Вице-премьер Кудрин фактически опроверг эту версию, указав, что в первом полугодии при перевыполнении проектировок по доходам в 1,42 раза план по расходам был превышен лишь на 7%.

Второе объяснение Минфина похоже на издевательство: недофинансирование расходов вызвано-де тем, что представители бюджетополучателей раз за разом оказываются не в состоянии вовремя подготовить нужные документы.

Октябрь интересен тем, что в отличие от прошлых месяцев 16,7 млрд руб. допдоходов и 13,7 млрд руб. сэкономленных расходов были просто аккумулированы бюджетом. В результате с учетом остатков по новации гособязательств (24,1 млрд руб.) по состоянию на 1 ноября 2000 г. средства налогоплательщиков, собранные, но не потраченные государством, достигли 93,0 млрд руб. — почти месячного объема доходов федерального бюджета.

Ясно, что это результат не управленческой ошибки, а сознательной концентрации средств. Зачем же Минфину такой финансовый «кулак» (без учета новации — почти $2,5 млрд)? Ответ один: эти средства собраны для закупок валюты и «залповых» выплат по внешнему долгу. Это доказывает, что предстоящие выплаты не пробьют дыру в федеральном бюджете, рассчитанном на недостижимые займы (только от МВФ и ВБ бюджет рассчитывал получить $4,8 млрд, а поступления не превысят $0,4 млрд), так как необходимые средства уже собраны

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015