На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Вы за или против передачи Исаакиевского собора РПЦ?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Второе лицо Европы

2001.07.27 , "Ведомости" , просмотров 524

Европа не просто ближайший сосед, но и приоритетный партнер России. Сегодня она, в отличие от двуликого Януса, обращена к нам двумя разными лицами одновременно.

Первое лицо пугает: это НАТО, превращенное распадом СССР в агрессивный блок и доказавшее это в Косове и Македонии. «Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — тому оба»: через пять лет вхождение Прибалтики в НАТО приведет натовские танки и артиллерию под стены Санкт-Петербурга.

Второе лицо Европы приятно и привычно: это ЕС, ассоциирующийся с торговлей и туризмом. Его расширение тоже создаст проблемы — изолирует Калининград, сократит товарооборот с Восточной Европой и Прибалтикой, упрочит визовый железный занавес, — но оно не несет прямой угрозы.

От того, какое из своих лиц Европа сочтет приоритетом, зависит будущее не просто сотрудничества с Россией, но и ее самой. Ведь если ЕС ориентирован на собственно европейские интересы, то НАТО в основном управляется стратегическим конкурентом Европы — США, что в условиях глобальной конкуренции превращает его в инструмент подрыва ЕС. Вся десятилетняя югославская трагедия направлена именно на торможение европейского развития. Если Европа предпочтет экономической интеграции (через ЕС) военно-политическую (через НАТО), она своими руками выроет себе могилу. Это возможно из-за неэффективности европейского управления: трудно объединять национальные бюрократии в единый механизм. Классический пример — расширение ЕС. К 15 его членам в обозримом будущем добавятся еще 10 стран Восточной Европы и Прибалтики. Это повысит внутреннюю разнородность ЕС и финансовое давление на наиболее развитые страны, что не просто замедлит развитие Европы и ослабит ее позиции в конкуренции с США, но и усилит внутриевропейские разногласия, создав угрозу внутренней фрагментации ЕС. Предвестие этого — Берлускони, пришедший к власти под лозунгом приоритетного развития юга Италии, а не наиболее слабых членов ЕС. Возможно, плохая подготовка к саммиту в Генуе, давшая простор антиглобалистам, — своего рода «кукиш в кармане», показанный объединенной Европе.

Неэффективность управления видна и в работе Европейского центробанка. Два года назад он объяснял падение евро тем, что язык его циркуляров (английский) не является родным для их авторов и читателей. Сегодня он считает своей главной задачей выравнивание уровня инфляции в странах ЕС, забыв об экономическом росте. Это не просто ошибка: это невнимание к конкурентам, ибо ФРС США согласованно решает обе эти задачи уже многие десятки лет.

По прогнозам специалистов Merill Lynch, в 2002 г. ЕС так и не оправится от замедления развития: рост экономики, сократившийся с 3,4% в 2000 г. до 1,6% в 2001 г., в 2002 г. вырастет лишь до 2,0%. При этом ЕС будет расти медленнее, а ее основной конкурент США быстрее, чем мир в целом (в 2000 г. мировая экономика выросла на 4,1%, а американская на 5,0%, в 2001 г. — соответственно 1,8% и 1,9%, в 2002 г. — 3,0% и 3,7%).

Неэффективность брюссельской бюрократии (как и российской) видна и в отсутствии прогресса по проблеме Калининграда: он может быть отрезан от России уже через 2 — 3 года.

Проблемы ЕС — повод не для насмешек, но конструктивной работы. Россия должна всеми путями и по всем поводам проявлять интеллектуальную инициативу. Неумение европейской бюрократии принимать решения дает возможности влияния не только США, но и России — и мы не должны упускать свой шанс.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015