На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Смена приоритетов

2001.08.02 , "Ведомости" , просмотров 403

Разработанные Минфином характеристики бюджета 2002 г. свидетельствуют об изменении бюджетной политики.

Прежде всего приоритетной задачей названо сокращение непроцентных доходов федерального бюджета. В благоприятной конъюнктуре они, вопреки либеральным догмам о необходимости минимизации госрасходов, выросли с 10,94% ВВП в 1999 г. до 11,62% в 2000 г. и 12,62% ВВП в 2001 г. «Идеологически вредный» рост должен быть преодолен: в 2002 г. их снизят до 11,91% ВВП, в 2003 г. — до 11,62% и в 2004 г. — 11,47% ВВП. Такое снижение расходов может привести к деградации бюджетной сферы не только на региональном, но и на федеральном уровне.

По оценке Минфина, дополнительные расходы федерального бюджета в 2001 г. — 162,1 млрд руб. Приоритеты правительства — статьи, доля которых в общих расходах увеличилась относительно утвержденного законом уровня.

Это прежде всего помощь регионам (ее доля выросла с 15,30% до 15,69%), образование (с 4,09% до 4,34%), космос (с 0,38% до 0,42%), а также, как ни странно, промышленность (с 3,74% до 3,81%), сельское хозяйство (с 1,74% до 1,92%) и транспорт (с 2,56% до 2,71%). Остальные расходы сократили свою долю; в наибольшей степени сокращение затронуло оборону (с 17,99% до 17,05%), правопорядок (с 11,03% до 10,25%) и социальную политику (с 9,37% до 8,48%).

Причина проста. В 2001 г. рост уровня жизни позволял экономить на населении (социальная политика) и, при социальной стабильности, на силовиках. Допдоходы шли в первую очередь на удовлетворение региональных лоббистов, предотвращение катастроф в реальном секторе и идеологические приоритеты (образование).

В 2002 г. приоритеты решительно изменятся. По сравнению с ожидаемым уровнем исполнения 2001 г. вырастет доля в общих расходах не только образования (с 4,34% до 4,78%), помощи регионам (с 15,69% до 15,97%) и космоса (с 0,42% до 0,64%), но и судебной системы (с 0,91% до 1,26%), военной реформы, т. е. выдачи пособий увольняемым из армии (более чем втрое — с 0,31% до 0,95%) и социальной политики (с 8,48% до 10,57%). В итоге расходы на последнюю впервые превысят расходы на правопорядок и госбезопасность.

Интересно, что, несмотря на рост расходов на поддержку регионов, целевым образом намечено развивать только Калининградскую область, Дальний Восток и Забайкалье, Курилы и Северный Кавказ. На их развитие (а также на ЗАТО, Сочи, наукограды и дорожное строительство) выделят аж 3 млрд руб.

Основным источником приоритетного финансирования реформ станет снижение расходов на обслуживание госдолга (с 19,94% до 19,15%), но главное — падение расходов на промышленность (с 3,81% до 2,42%), сельское хозяйство (с 1,92% до 1,03%) и транспорт (с 2,71% до 1,88%).

Удар по реальному сектору особенно опасен потому, что с 1 января 2002 г. намечено начать масштабные банкротства предприятий, не выполняющих условия реструктуризации бюджетных долгов. Это не просто поощрение криминализации экономики (ибо банкротства остаются криминальными), но и реализация идей о «редукции нерыночного сектора», под которым подразумевается 40% предприятий. А ведь большинство предприятий, которые можно было закрыть безболезненно, уже закрыты. Остались в основном системы жизнеобеспечения, градообразующие и стратегические предприятия, а также неотъемлемые элементы технологических цепочек. Их ликвидация наносит удар нормальной жизни всей России.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015