На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Спасите МАП!

2001.11.21 , "Ведомости" , просмотров 536

Наша экономика исключительно монополизирована, поэтому антимонопольная политика для России более важна, чем для других стран. Но у нас до сих пор нет даже понимания ее сути: ее настойчиво пытаются ограничить сферой естественных монополий и представить борьбой не со злоупотреблениями монопольным положением, а с самими монополиями, что равносильно борьбе с конкурентоспособностью страны.

Фактически даже на уровне взаимодействия с естественными монополиями имеет место не ограничение их злоупотреблений своим положением, но капитуляция государства перед их менеджментом.

Ее ключевая причина — убеждение реформаторов, что государство — не структурообразующий элемент рынка, а его враждебная противоположность. Такой подход не позволяет видеть ситуации, когда только государство может обеспечить экономические свободы, т. е. всю структурную политику. Исключение возможно лишь для политически важных проблем — реструктуризации естественных монополий и защиты иностранных инвесторов. Поэтому игнорирование антимонопольных задач не случайно, а принципиально: точно так же «забыты» такие жизненно важные темы, как декриминализация банкротства, повышение эффективности суда (а не его подчинение исполнительной власти) и госгарантии инвестиционных проектов, недоступных частному бизнесу из-за политических рисков.

Но помимо идеологической у пренебрежения государством структурной политикой есть и институциональная причина: ведомства, призванные проводить структурную политику, на всем протяжении реформ находятся на грани разложения, что выгодно их «подопечным».

К чему это ведет, видно на примере Министерства по антимонопольной политике (МАП). Когда создавался Единый тарифный орган (ЕТО), самоочевидная возможность включения его в состав МАПа всерьез даже не обсуждалась. Причина проста — фактическое бездействие МАПа, ставшее притчей во языцех. Было ясно: включить ЕТО в МАП — значит убить новый орган еще до его рождения.

Но политика приспособления к недостаткам вместо их исправления принесла чудовищные плоды: создание ЕТО как независимого от МАПа ведомства сделало единую антимонопольную политику институционально невозможной. Обычные монополии регулировались одним ведомством, а естественные — другим, и, более того, ценовые злоупотребления естественных монополий подлежат рассмотрению ЕТО, а неценовые — МАПом. Это исключает возможность проведения комплексной антимонопольной политики, обрекая государство на неэффективность. Искусственное же ограничение сферы компетенции МАПа еще более ослабляет его и обрекает на фиктивно-демонстративные мероприятия, направленные на симулирование активности и спасение руководства от оргвыводов.

Таким образом, ключевой преградой комплексной антимонопольной политики стал сам МАП, который пора спасать. Без этого Россия не сможет ограничить произвол монополий и, соответственно, не справится с последствиями падения цен на нефть.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015