На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Право на обиду

2002.02.11 , "Ведомости" , просмотров 593

Январский скачок инфляции не создает новых макроэкономических рисков, так как инфляция даже в 20% в год сама по себе не тормозит развитие страны. Его тормозит другое: крах официальных прогнозов, который снижает предсказуемость развития и рождает страхи. Бизнес может смеяться над неадекватностью «анекдотов от Грефа», но именно они ложатся в основу курсовой политики, результатом чего становится чрезмерный рост реального курса рубля.

С другой стороны, каким бы нелепым ни был официальный прогноз инфляции, бюджетополучатель живет по нему, так как бюджет формируется именно на его основе. Превышение инфляцией прогнозных уровней не просто дает дополнительные инфляционные доходы, но и обесценивает средства бюджетополучателей. Обострение конфликтов РАО «ЕЭС России» с Минобороны и отключения тепла в Екатеринбурге вызваны именно этим: рутинная агрессивность энергетиков и «гонка тарифов» натолкнулись на возросшую бюджетную дисциплину (не позволяющую перекинуть средства с других расходных статей) и сокращение ресурсов регионов за счет концентрации средств в федеральном бюджете.

Снижение масштабов роста тарифов естественных монополий более чем вдвое — с 35% до 16% — создает надежду, что правительство осознало важность этой проблемы. Но инфляция, в отличие от света и газа, производится не только естественными, но и обычными монополиями. Январский ценовой взрыв был обеспечен именно ими.

Так, наибольший рост наблюдался по не регулируемым государством тарифам услуг связи — на 18%. Цены плодоовощной продукции повысились на 16,6%, как представляется, в первую очередь из-за монополизации систем сбыта, в том числе городских рынков.

В подорожании услуг ЖКХ ключевую роль сыграл рост стоимости технического обслуживания, который тоже не относится к естественным монополиям. При этом масштабы роста тарифов (7,5%) максимальны с января 1996 г.

Сыграли свою роль и цены на лекарства. Хотя в целом по России они выросли на величину, обусловленную введением НДС (на 5,2%), в крупных городах их рост был отчетливо больше и по отдельным наименованиям достигал 30%.

Таким образом, на фоне жесткой финансовой политики (в ноябре денежная масса впервые со времен дефолта сократилась абсолютно) и ограничения произвола естественных монополий основным генератором инфляции стали монополии обычные.

В России есть ведомство, основной обязанностью которого является противодействие их произволу. Министерство антимонопольной политики (МАП) нельзя обвинить в безделье: оно регулирует характер рекламы, борется с укрупнением предприятий и банков (хотя малый размер последних — одна из основных проблем нашей экономики), обвиняет непокорных бизнесменов во всех смертных грехах, вплоть до телефонного терроризма. Но вот в сфере исполнения ключевой обязанности (ограничения наиболее опасного — ценового — произвола монополий) активность и тем более успехи МАПа незаметны.

Именно сосредоточение его усилий на более интересных и выигрышных с имиджевой точки зрения, чем его прямые обязанности, направлениях и превращает инфляционные прогнозы Минэкономразвития в дурной анекдот, дестабилизирующий Россию.

Бог с ней, с экономикой, но вот Греф действительно может обидеться…

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015