На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Что, по-Вашему, неприемлемо для Facebook во фразе "Проблема либералов в том, что год Обезьяны закончился" (за это я был забанен на 30 дней, на неоднократную просьбу разъяснить, в чем конкретно состояло нарушение, Facebook не отреагировал)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997







Главная   >  Статьи и интервью

БЮДЖЕТ: Опережающими темпами

2003.12.24 , "Ведомости" , просмотров 551

Оглушительная победа «Единой России» на парламентских выборах не только позабавила, но и озадачила многих. Административный ресурс, политтехнологии, рейтинг президента, призвавшего сделать Россию «единой», слабость соперников — все это понятно. Но было стойкое ощущение, что какие-то факторы, серьезно повлиявшие на исход выборов, остались незамеченными.

Некоторые из них, вроде распределения дополнительных доходов 2003 г. , поразительно напоминавшие подкуп целых категорий бюджетополучателей, никто и не пытался скрывать. Некоторые напоминают шило, начинающее вылезать из мешка лишь сейчас.

Рутинный отчет об исполнении бюджета за январь — ноябрь 2003 г. содержит поразительное признание: оказывается, с 20 ноября, за 17 дней до выборов, Минфин вдруг начал проводить финансирование расходов «опережающими темпами в счет объема расходов на декабрь».

Масштабы этого досрочного финансирования поражают. Расходы на образование превысили плановый уровень ноября на 6,5% (на 690,7 млн руб. ) , экологию — на 7,0% (53,1 млн руб. ) , бюджетный фонд Минатома — на 9,5% (175,4 млн руб. ) , транспорт и связь — на 10,3% (51,7 млн руб. ) , здравоохранение и физкультуру — на 13,2% (412,7 млн руб. ) , госуправление — на 14,6% (981,5 млн руб. ) , правоохранительную деятельность и госбезопасность — на 15,7% (3957,2 млн руб. ) , мобилизационную подготовку — на 35,3% (14,8 млн руб. ) , культуру и искусство — на 35,9% (309,1 млн руб. ) , утилизацию вооружений — на 40,1% (400,7 млн руб. ) , СМИ — более чем в 1,5 раза (на 50,7% — 893,7 млн руб. ) , науку — на 56,9% (1856,7 млн руб. ) , космос — и вовсе на 84,6% (392,1 млн руб. ).

Общий масштаб досрочного, а по сути предвыборного финансирования по перечисленным статьям составил 10,2 млрд руб. ! Это беспрецедентный размах — ранее перефинансирование касалось лишь отдельных статей и не превышало нескольких процентов.

Единственное объяснение, данное Минфином, касалось социальных разделов, в финансирование которых были частично включены внебюджетные доходы бюджетополучателей. Однако совпадение этой статистической новации (раньше такого не было) с завершающей стадией выборов само по себе производит глубокое впечатление. Кроме того, перефинансирование коснулось далеко не только социальных расходов (и даже в первую очередь не их).

Можно себе представить, конечно, что Минфин таким образом решил бороться с инфляцией: перенос части расходов на ноябрь действительно снижает сезонный декабрьский всплеск расходов и, соответственно, традиционную январскую «инфляционную волну». Но борьба с инфляцией велась в ноябре традиционными методами: расходы бюджета в целом, несмотря на форсированные выплаты по наиболее чувствительным статьям, были привычно недофинансированы — на 9,6% , или на 24,1 млрд руб. (с учетом досрочного финансирования остальные, неприоритетные статьи недополучили в ноябре как минимум 34,3 млрд руб. ! ).

На этом фоне перенос расходования 10 млрд руб. на 10 дней — это не тот «глоток керосина, который может спасти израненного кота» и ограничить инфляцию в масштабах всей экономики.

Кроме того, январская «инфляционная волна» является не природным фактором вроде таяния снегов, но результатом осознанной антиинфляционной же политики. В течение года государство борется с инфляцией замораживанием средств налогоплательщиков не только в бюджете, но и на счетах бюджетополучателей, где они не могут быть использованы в силу разного рода бюрократических проволочек.

Беда в том, что в отличие от бюджетных средств средства бюджетополучателей можно задерживать в бюджете лишь до конца года. Чтобы они не были списаны в доход бюджета, их приходится «залпом» тратить в декабре, а то и в его последние дни — и именно эти траты порождают январскую «инфляционную волну». Для борьбы с ней не нужны досрочные расходы — надо лишь более равномерно использовать средства бюджетополучателей.

Однако на практике государство предпочитает втискивать инфляцию в прокрустово ложе прогноза. В 2003 г. это впервые за все годы реформ удалось — во многом потому, что на счетах бюджетополучателей в течение года, по данным Минфина, было заморожено 136,3 млрд руб. , из них 12,2 млрд руб. — в ноябре.

На фоне замораживания 12,2 млрд руб. на счетах бюджетополучателей и общего недофинансирования месячных расходов на 24,1 млрд руб. досрочное расходование 10,2 млрд руб. выглядит не антиинфляционной и вообще не экономической, но обычной политикой.

Во времена огромных бюджетных долгов перед населением неотъемлемым элементом административного ресурса были массовые погашения долгов накануне выборов. Улучшение конъюнктуры, казалось, выбило из рук государства этот инструмент вмешательства в избирательный процесс. Но выход, похоже, найден: место погашения долгов, по-видимому, заняли досрочные, опережающие выплаты. Посмотрим, что нас заставят вспомнить в начале марта.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015